Скульптура «Родина-мать зовет!» является центральной композицией всего архитектурному ансамбля, расположенного на Мамаевом кургане в Волгограде.
История основания монумента
Строительство монумента приходится на середину XX века, на 1959 год. Скульпторами выступили Е.В. Вучетич и Н.В.Никитин. Символом является стремление, призыв с мечом в руках всех «детей» Родины-матери на новые победы, свершения до полной и окончательной победы.
Скульптура входит в перечень одних из самых высоких монументов в мире за счет поднятого вверх, почти на 35 метров, боевого меча. Для того, чтобы обеспечить безопасность фигуре, около 10 лет назад начали проводить мероприятия, направленные на ее укрепление и защиту.
Технические особенности и данные скульптуры
Громоздкая конструкция, не учитывая ее основание, состоит из 5.5 тысяч тонн бетона и 2.5 тысяч тонн металлических конструкций. Высота изваяния без фундамента и основания составляет 85 метров, а плита добавляет лишь 2 метра к ее величине. Фундамент зарыт глубоко под землю на 16 метров, поэтому его не видно при внешнем обозрении монумента.
Интересно, что внутри статуя абсолютно полая. Она разделена на несколько ячеек, которые сравнимы с комнатами в доме или каком-нибудь здании. Толщина стен равна примерно 27 сантиметрам.
Меч в руки у статуи весит около 15 тонн и возвышается в длину на 33 метра. В конце XX века пришлось проводить работы по укреплению рукояти, державшей орудие, так как меч для «руки» был слишком тяжелым и мог вызвать механическое напряжение всей конструкции.
Скульптура, представляя собой целостный монумент, имеет интересную особенность. Она держится почти полностью за счет своего веса и практически не «зависит» от своего фундамента.
Интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»
С строительством и судьбой монумента связано несколько интересных фактов:
1. Первоначально, замысел композиции был совершенно другой. Предполагалось, что рядом с Родиной, на колене будет стоять солдат и протягивать ей меч. Инженерам, проектировщика и архитектором показался образ солдата лишним, и чтобы не усложнять и без того грандиозную композицию, меч передали в руки Родине-матери.
2. Прототипом композиции стал барельеф «Марсельеза», расположенный на Триумфальной арке в Париже. Говорят, что лицо архитектор изображал со своей жены, а фигура лепилась с образа спортсменки Нины Думбадзе.
3. Статуя, на момент строительства, была одной из самых высоких в мире и занесена в Книгу рекордов Гиннесса, сейчас она занимает 9 место.
4. В одном из городов Китая расположена приблизительная копия монумента
5. Герб и флаг Волгоградской области украшен изображением памятника.
6. Интересно то, что строительство монумента пришлось на времена руководства страной трех Генеральных Секретарей. Конкурсный проект проходил во времена Сталина, производство началось при руководстве Н.С. Хрущева, а воздвигнут и открыт он был при Л.И. Брежневе.
7. В конкурсе принимали участия проекты архитекторов из разных стран, в том числе из Марокко и Китая.