Так сложилось, что отсчёт отечественной культуры и её становление начинается в лучшем случае от крещения Руси. Язычество окружено тайнами забвения, словно затерянный, незнакомый мир. Само слово объединяет принцип веры разных народов. Сама же вера, даже сложенная в рамках союза одного племени, могла быть различной.
Южные и западные ветви славянских племён начали играть самостоятельную роль в истории в V веке.
Так как славянские народы в отличие от греков поздно начали изучать письменность, то оригинальные тексты мифов до нашего времени не дошли. Известно только то, что образы героев мифов, религия, слагались из обоготворения природных стихий и культа предков.
Кто такая Баба-Яга в культуре славян и как она превратилась в старушку
Древние славяне поклонялись упырям и берегениям. Берегинь было очень много, но самой известной стала Баба-Яга. Бабу назвали Ягой в честь прародителя всего живого Яшки, которого в славянских песнях называли ящура.
Сама же Яга считалась очень положительным божеством славянского пантеона, хранительницей детей, рода и традиций.
Славяне верили в то, что дух покинувшего мир человека можно заполучить, если рядом с ним положить муляж Бабы-Яги в виде куклы. Муляж клали в небольшой деревянный ящик вместе с вещами умершего человека. Затем своеобразный кукольный домик уносили в чащу леса и располагали на верхушке дерева.
Если верить фантазиям сказочников, у домика Бабы-Яги были куриные ноги. На самом деле это выдумка.
Просто месторасположение ящика с куклой окуривали подожжённым веником из специальных трав, поэтому избушка называлась «курьей».
Почему же её образ такой страшный? Дело в том, что в период насаждения христианства, берегиням специально приписывали дурные черты характера, уродливый внешний вид, злобные намерения. Так Баба-Яга из строгой прародительницы и защитницы превратилась в злобную старушенцию, которой стали пугать маленьких детей.
Почему Баба-Яга купала Ивана в бане
Баня в религии славян имела куда бо́льшее значение, чем просто место для мытья. Она служила местом для проведения различных ритуалов, а вода в ней считалась благовещенской. Люди верили в то, что если умыться этой водой, то она придаст богатырской силы и снимет заклятие.
Плюс ко всему баня являлась своеобразным порталом в потусторонний мир и, чтобы туда попасть, живому человеку нужно было отмыться от запаха живых людей.
Поэтому не просто так в сказках говорится: «Напои-накорми, да в баньке попарь». Такие действия являлись рядом ритуалов перед испытаниями: попасть в замок к Кощею или Горынычу, найти невесту или предметы, имеющие сакральный смысл.