«Крокодил» является самым известным советским сатирическим журналом. Он был основан в 1922 году и выпускался раз в неделю. Вначале это было приложение к «Рабочей газете», которое не имело даже своего названия. Интерес к приложению среди читателей возрастал, оно расширялось с каждым номером и постепенно стало самостоятельным периодическим изданием. Его тираж составлял 6,5 миллиона экземпляров. Название журналу придумал Сергей Гессен – сотрудник «Рабочей газеты». Символом издания стал крокодил красного цвета с вилами.
Советская система придавала большое значение журналу «Крокодил». Ведь там не только высмеивали и критиковали быт советского человека, но и пропагандировали политические настроения. Вопросы внешней и внутренней политики получали отражение на страницах журнала. Авторы издания писали об империализме, НАТО, шпионах и врагах народа, колониализме, белоэмигрантах, фашизме, буржуазной западной культуре.
Часто сатира и критика была жесткой, но, тем не менее, «Крокодил» пользовался большой популярностью у населения. Его выписывали во многих семьях, читали дома, на работе, во время отдыха. В журнале публиковались Д. Бедный, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Маяковский, Э. Кроткий.
Со временем в журнале появились свои рубрики – «Из зала – сюда», «Таланты и поклонники», «В нашем цехе», «Мимоходом», «Вокруг света и тьмы», «Вилы в бок» и другие. Были и постоянные персонажи, которые часто являлись прототипами людей – сам Крокодил, его дети Тотоша и Кокоша, жена Большая Крокодила, старший брат-африканец Нильский Крокодил, сыщик Евгений Дотошный, корреспондент Лев Скамейкин.
В подготовке номеров часто участвовали читатели, которые присылали сигналы и заметки. Фельетоны, очерки, статьи «Крокодила» были острые и колкие, отражая быт и мораль советского гражданина. Они клеймили позором тунеядцев и алкоголиков, самогонщиков и спекулянтов, стиляг и служителей церкви, обманывающих простой народ. В карикатурах читатели узнавали своих знакомых, соседей, коллег по работе. На суд публики выносились поступки, недостойные советского человека. Здесь были продавщицы, торговавшие из-под прилавка и обсчитывающие покупателей; позор советской молодежи – стиляги; чиновники, предпочитающие отсиживаться в своих креслах; фарцовщики, продающие заграничные товары. Заметки, опубликованные в журнале, часто становились призывом к действию, устранению недостатков и отрицательных сторон в общественной жизни.
После распада Советского Союза, из-за недостаточного финансирования, журнал стал выходить раз в месяц. Интерес к нему постепенно угасал и его тираж вскоре стал 50 тысяч экземпляров. В 2000 году была предпринята попытка возродить «Крокодил». Издатели сменили его внешний вид, формат, бумагу, количество выпусков. Но вернуть прежней славы не удалось. В 2001 году вышел в свет «Новый крокодил». Его главным художником стал Владимир Мочалов, долгие годы проработавший в советском «Крокодиле». Среди читателей издание не приобрело популярности. Оно было рассчитано на узкий круг и окончательно закрылось в 2008 году.