Я не испытываю какой — либо любви к социальному реализму в изобразительном искусстве, но всегда с интересом рассматриваю работы художников, которые писали в данном жанре. Картины заряжают патриотизмом, в них видна вся та жизнь от которой мы далеки ныне. И весь этот быт можно увидеть и прочувствовать глядя на произведения маэстро.
Женщины в СССР всегда занимали особое место. Точнее сказать они были наравне с мужчинами во всем начиная от прав голоса заканчивая мужскими профессиями и видами спорта. Я не очень сильна в истории, но моих знаний думаю достаточно, чтобы предположить что это стало происходить после прихода к власти красной армии. В более ранний период представительницы прекрасного пола были более женственнее что ли)
Работы автора представленного сегодня широко раскрывают понятие «советская женщина». Образы написанные им вызывают у меня ассоциации с знаменитой Тамарой Пресс — метательницой диска и толкателтницой ядра. Наверное если бы Самохвалов писал её с натуры, она выглядела бы именно так.
Самохвалов Александр Николаевич родился в 1894 году. В течении четырёх лет обучался в императорской академии. В 1918 году академию закрыли, и художник продолжил образование в Петроградских Свободных художественных мастерских. Одним из его учителей был Петров — Водкин Кузьма чьё творчество он воспринимал как переломный момент в своём мировоззрении. Самохвалов занимался разными видами деятельности в искусстве, изучал как станковую так и монументальную живопись, рисовал постеры и плакаты, пробовал себя в скульптуре. Его дипломной работой стала картина «Головомойка» ⬇️, которая написана в духе авангарда, который в то время только начал набирать популярность в подпольной деятельности, ибо не воспринимались властями и очень часто запрещались к показу.
В двадцатый годы Александр Самохвалов начал свое сотрудничество с книжными издательствами и журналами. Естественно, что обложки выглядели как яркий поэтически — вольный символизм, где художник на отлично справлялся с поставленными задачами.
Женские образы в исполнении Александра выглядят довольно странно. Кажется, что они потеряли всю свою женственность и грацию в погоне за за славой передовиков производства. Лица древнегреческих богинь сошедших с холстов великих живописцев в купе с мускулистым «мужским торсом».
Картина «Кондукторша» была написана в 1928 году. Конечно — это не просто женщина, а представлена в образе повелительницы электричества, которая больше похожа на языческого идола и властвующую красную армию, которой было дано задание следить за порядком в общественном транспорте, и она следит за всеми кто вступил на порог трамвая.
Сейчас это кажется смешным и нелепым. Но в 20-30 е годы вполне походило на искусство где выражена вся политическая идея. Думаю с головным убором художник не угадал. Вместо двухцветной красно-синей шапки больше похожей на резиновую для плавания, можно было написать просто косынку. Обратите внимание на ремень от сумки. Билеты изображены в виде наград. Пропорции фигуры имеют восходят к образам архаических каменных женщин)
И что же мы видим на портрете жены художника? Немного удивительно правда? Утонченная барышня в элегантной шляпке. Впечатление, что Мария только покинула здание института благородных девиц. Настолько чувствуется разница между творчеством и реальностью. Это как Кустодиев Борис всю свою жизнь писал полных купчих да «Венер», а в жены взял маленькую и худенькую Юлию.
Несомненно на деятельность художника повлияли события в революционной России, где главной целью было построение экономической базы социализма и шквальный энтузиазм масс. Вообще на всю интеллигенцию, которая приняла сторону революции и выбрала следовать за народом.
Палитру художник подбирал соответствующую. Они должны были выражать не только цвет самого предмета, но и так же передавать «колористику» того времени. То есть выражать поэтическое явление явление жизни, раскрывать не только сегодняшнее, но и человеческое вечное, чтобы сохранить произведение и его сюжет на века.
Я показала в статье только те картины, которые относятся к её теме «советские женщины глазами Самохвалова». У художника очень много картин на которых изображены цветочные композиции, пейзажи, портреты знаменитых людей того времени где соединяются модернизм, авангард, сюр и классика.