Выборами 1962 года в Северной Корее было определено, что у руля теперь будет стоять Ким Ир Сен. Пока в Южной Корее правительство развивало экономику и внешние политические отношения, север построил идеальную модель антиутопии, тем самым погрузив страну в стагнацию. В КНДР начал процветать культ личности, а живопись превратилась в своеобразные истории, где главными героями выступают генералиссимус со своими приближёнными.
Чучхейская живопись
К концу шестидесятых в искусстве КНДР начали борьбу с социальным реализмом. В искусстве начали отступать от «советского наследия», а живопись, получила название чучхейская. Среди художников нашлись подражатели европейской живописи маслом. Пережитки старых идеологий с догматизмом и низкопоклонством канули в лету. Творцы стали писа́ть полотна делая упор на традиции корейской живописи.
Переворот в искусстве властями поддерживался. После выставки 1971 года, на которой экспонировались новые произведения мастеров кисти, Ким Чен Ир лично обратился к участникам с рекомендациями и обещал содействие в реализации идей.
Конечно, художникам не дали права полностью отказываться от прославления режима в стране. В своих идейных картинах они всё также обращались к лику своего правителя. Полотна запестрели более яркими красками, на них Ким Чен Ир представлялся близким к народу. Вместе с обычными корейцами он работал в поле, вёл беседы и вооружившись лопатой строил канал. При этом на картинах нельзя было изображать тоску и грусть — все улыбаются и машут.
Выставки и современная живопись КНДР
Первая выставка северокорейской живописи в России была открыта в 2010 году. Её организаторами стали Анна Зайцева и Олег Кулик. В Москве были представлены полотна, написанные в период 1995-2009 гг. За год до этого события, правительство Австралии отказалось принимать в Брисбене художников из КНДР, объясняя отказ в визе тем, что студия, в которой работают мастера, является «орудием пропаганды северокорейского режима».
Особое место в искусстве Северной Кореи занимают плакатная живопись и мозаика. Афиши, рекламные вывески, призывы к действию, развешаны вдоль улиц, магазинах, парках. Подобное практиковали в СССР, но после перестройки плакаты с лозунгами утратили свою популярность.
Метро Петхьяна украшено оригинальной мозаикой. На сегодняшний день мозаичное искусство в КНДР достигло пика совершенства. При этом фрагменты особо удачливых работ делаются повторно и выставляются в галереях.
Люди находят красоту при любых режимах, даже самых жёстких. Художники Северной Кореи не имеют страниц в социальных сетях и тем более, собственных сайтов.
Основными заказчиками их работ стали китайцы. Китайские заказчики довольно требовательны и просят, чтобы даже цветовая палитра соответствовала фэн-шую. Они очень лестно отзываются о мастерах из КНДР, так как северный народ привык к подчинению и всегда исправляет работу, если заказчику что-то не понравилось.
А вот о русских живописцах у китайцев совсем иное мнение. Если они заказывают полотно в России и их что-то не устраивает, то русский мастер отвечает привычной фразой:«Я художник, я так вижу», отказываясь редактировать работу.
Большинство картин современных северокорейских художников позитивны. Да, некоторых из них вдохновляют военные годы и страсти, которые там творились, но это редкое исключение. И дело даже не в том, что живописцы не любят драму. Им просто не разрешают писать то, что они чувствуют.
Люди на их картинах должны быть всегда счастливыми и нести в массы только добро. Сложно сказать, хорошо это или плохо, ведь людям иногда нужно выплеснуть наболевшее, а художники делают это с помощью творчества.