Эту статью хочется начать с пословицы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Потому что фотографии, которые я покажу вам сегодня, могут рассказать намного больше о жизни, которую не принято было выставлять напоказ в идеологическом советском Союзе.
Владимир Сычев родился в Казани в 1945 году. Закончил Казанский авиационный институт. После работал на Байконуре. Когда Владимиру исполнилось двадцать лет он начал увлекаться фотографией. Он просто брал фотоаппарат, ходил по улицам и снимал все подряд.
В 60 — х годах фотограф начинает снимать портреты для своих друзей — нонконформистов, чтобы те писали картины. Напомню, что нонконформисты — это группа свободных художников, которые не подчинялись укладам в советской культуре. Помните знаменитую «Бульдозерную выставку 1974 года», думаю что о ней слышали многие. Так вот это как раз те самые ваятели.
В конце семидесятых Сычев переезжает в Москву. В столице зарабатывает на оформлении обложек для книг и пластинок. Его принимают в Профсоюз художников — графиков на Малой Грузинской улице. Это было довольно почетное место для творческих людей. Входить в этот состав считалось очень престижно.
Само здание принадлежало корпоративным деятелям кино, а цокольный этаж отдали мастерам под студию изобразительных искусств. Здесь же художники — оформители организовывали выставки, о которых спустя десятилетие будут слагать легенды.
В этот момент Владимир Сычев начинает организовывать у себя на квартире подпольные однодневные выставки неофициальных картин, автором которых был Михаил Шемякин. Так как фотограф не заканчивал специальных учебных заведений, а был самоучкой, то общение с мастерами кисти сыграло ему на руку. Благодаря им он узнал что такое перспектива, композиция и цвет.
В 1980 году фотограф эмигрировал во Францию. Что повлияло на его решение неизвестно. Здесь будет уместна шутка: «Владимир насмотрелся на всю ту жизнь, что он запечатлел на плёнке, и решил что за границей ему будет лучше». Ведь получается, что он видел всю ту реальность происходящего.
В Арле Сычев выставлял работы на фото — фестивале «Восток-Запад», и с какой стороны он показал нашу русскую правдивую самобытность неизвестно. Хотя!? Что плохого в правде… Именно этот факт и сделал его одним из самых популярных за границей. Наверное французы были под сильным впечатлением от увиденного)
Что здесь хорошего, в этой подвыпившем тучном мужчине? Какова правда его жизни? Он живёт в своей затуманенной алкоголем реальности без мечтаний и надежды, кормя себя иллюзиями, что завтра будет лучше.
В 2009 году в Третьяковке так же выставляют работы. Позже было ещё несколько выставок в России и Париже. Плюс ко всему снимки Сычева с изображением советских людей часто появляются на обложках зарубежных журналов, и его приглашают снимать для Vogue.
На фото сделанными Владимиром мы можем увидеть практически все: черно — белая история может начинаться с типичного Московского рынка с его бесконечными очередями, и закончится изображением мужчины, который демонстрирует свои наколки.
Чем дальше рассматриваешь фотографии, тем больше кажется, что у Сычева была одна цель — это собрать всю пьянь и неприятные слои общества, и выделить все плохие стороны человеческого бытия в СССР. Думаю, что ни одна фотография не оставит равнодушным смотрящего. И немного не по себе, когда осознаешь то, что это не «То что было, а то что есть и сейчас, пусть в меньшей степени». Жаль, что автор не отметил в своих фото: бесплатное образование, профсоюзы, которые могли защитить рабочий класс, уверенность в завтрашнем дне.
Есть несколько более позитивных фотографий. Сычев создал отдельную серию посвященную повседневной старости, детям и христианским праздникам. В коллекции много снимков с Крестного хода, пейзажей с российскими церквями и московским кремлём.