Наибольшее количество научно-популярных работ историков посвящены политическим портретам известных правительниц правящих династий и жён государственных деятелей. В дореволюционной России в ходе демократических преобразований женские античные фигуры интересовали исследователей прежде всего как ключевые фигуры брака и семьи, когда учёные пытались найти ответы на насущные вопросы о равноправии женщин и мужчин.
Изредка историки затрагивали повседневные проблемы женщин в античности — моду, развлечения, обыденные занятия. Однако современников привлекает тема об эталонах красоты того времени, особенно когда речь заходит о воспевании женских образов в лирике, поэзии и живописи. Несмотря на то что творцы описывали лишь собирательные образы, благодаря им можно понять, каким канонам красоты придерживались в античности.
Эстетический идеал Древней Греции
На свадьбе Гармонии и Кадма в Фивах Музы пели в честь молодых строчки: «Вечно прекрасное мило, а что не прекрасно — не мило». Эти слова давно стали крылатыми и более поздние поэты повторяли их в своих произведениях. В золотой век греческого искусства красота ассоциировалась с понятиями «уместность» и «мера». Но при этом Платон (греческий философ) утверждал, что нельзя особо доверять деятелям искусств и литературы, так как они ставили перед собой цели услаждения «ума и глаза» публики.
В отличие от варваров и народов Востока, где красотками считали дам пышного телосложения, греки отдавали предпочтение женщинам стройным и даже немного спортивного телосложения. Тому подтверждение сохранившаяся до наших дней скульптура Афродиты.
Скульптором Поликлетом была рассчитана идеальная женская форма: седьмую часть роста должна составлять голова, десятую — кисти рук, ступни — шестую, а пупок делит тело на две части. При этом соотношение между ними должно быть близко к «золотому сечению», которое придумал математик Пифагор.
Женщины античности активно пользовались косметикой, которую им доставляли торговцы из Египта и Индии. Вместо пудры использовали свинцовые белила, так как загар считался признаком крестьянки, вынужденной работать в поле под палящим солнцем.
Долгое время причёски гречанок оставались неизменными — это классический греческий узел, украшенный разными венками, цветами или заколками. Женщины наносили на волосы рисовую муку, так как в моде были блондинки. Часть лба закрывалась локонами. Позже волосы стали носить распущенными. Локоны подкручивали и надевали на голову ободок. В конце IV века в Древней Греции стали шить парики, которые могли позволить себе только богатые модницы.
Стандарты красоты викингов
Несмотря на то что викинги создали своеобразную цивилизацию, их история не так популярна, как, например, римлян и греков. Наследие народа дошло до наших дней благодаря легендам и преданиям и исключительно в устной форме.
Дамы имели большее количество прав, а некоторые из них вообще сражались на поле боя. Их можно было легко узнать по белокурым или рыжим локонам, хотя некоторые из них всё же имели тёмные волосы. Брюнетам приходилось осветлять волосы — это связано с мифологией. Над брюнетами в прямом смысле насмехались, так как считали их потомками рабов и наследниками низшей касты.
Археологами было обнаружено множество приспособлений для проведения банных процедур: бритвы, зеркала, баночки для ароматических масел. Из этого следует сделать вывод, что викинги следили за своим внешним видом, несмотря на то что их современники считали викингов дикарями.
Женщины Скандинавии окрашивали брови в тёмный цвет, используя для этого золу или сок ягод. Щёки подкрашивали травой «руам». Страбон (античный историк) сравнивал в своих работах причёски викингов с конской гривой.
Викинги заплетали волосы в косы и закалывали так, чтобы получился интересный орнамент. Так как для мытья головы викинги использовали известковый раствор, шевелюра их была очень жёсткой. Рост женщин в среднем составлял 160 см, при этом странно, что в литературе они описаны как рослые и гибкие.
Эталоны красоты римлян
Интересно, что и в Риме эталоном красоты считали блондинок. Доходило до того, что представители знати выбирали себе прислугу исключительно со светлыми волосами. Шевелюру вымачивали в козьем молоке с добавлением золы букового дерева, а кожу отбеливали ослиным молоком или свинцовыми белилами. После того как подтвердилась опасность свинца для здоровья правительство, запретило его для использования в косметических целях. Несмотря на это модницы всё равно добавляли белила.
У римлян ценились женщины с широкими бёдрами, так как считалось, что такая дама может родить много наследников. Да и вообще тело должно было быть крупным, но не рыхлым, а спортивным. При этом походка величавой и плавной. Римлянки не меньше мужчин проводили время в спортивном зале.
Поэты писали, что ценились чёткие и правильные черты лица: форма губ должна была напоминать охотничий лук, переносица быть высокой, а глаза минадалевидной формы.
Римлянки одни из первых стали удалять волосы на теле, так как растительность считалась дурным тоном. Процедуру проводили после посещения бани и использовали для этого пемзу и бритву.
Причёски дам древнего Рима напоминали чем-то греческие. Для сложных причёсок использовались шиньоны и накладные пряди. Если купить волосы не удавалось, то их состригали у служанок. Чтобы от волос приятно пахло их закалывали шпильками, на концы которых прикрепляли небольшие капсулы с ароматическим маслом.