Картины финских художников в России и Европе практически не выставляются. Однако мастера из этой небольшой страны вложили немало сил в развитие искусства. До освобождения Финляндии от шведов в стране не существовало традиционных принципов выражения живописи и её самобытности. Финам попросту негде было изучать художественные тонкости из-за отсутствия профильных школ для них. Образование в заведениях могли получать только шведы.
Зарождение финской живописи
Но в 1809 году, когда Финляндия вошла в состав княжества Российской империи, всё изменилось, и финские творцы вышли из подполья, став первооткрыватели в большинстве направлений живописи, которые известны и сегодня. «Отцом» финского традиционного искусства считают Роберта Экмана. Он один из первых стал воспевать красоты своей родины, и с совершенной точностью показал на холстах быт простых крестьян.
Мировую славу финская живопись обрела благодаря Альберту Эдельфельту. В 1900 году художнику удалось выставить картины в Парижском салоне, которые отражали весь глубокий трагизм жизненных ситуаций. Европейцы по достоинству оценили классическое ви́дение мастера, и позаимствовали у него технику.
Ещё один художник, который вывел финское искусство на новый уровень — Аксели Галлен-Каллел. В своём творчестве он обратился к карело-финскому эпосу «Калевала», повествующем о создании мира и финских обрядах.
Его картины стали своеобразным сборником, в котором описаны сотни народных сказаний и обитают эпические герои. Работы художника и в современности считают символом зарождения финского национального самосознания, который выражается в ярких красках.
Современные мастера
Сегодня актуально творчество двух мастеров из Финляндии. Первая — Юсси Пойхонен. Художница начала изучать живопись в Финляндии, а её наставником стал профессор института им. Репина из Санкт-Петербурга. Классическую технику Юсси изучала в Италии, параллельно работая во флорентийской академии искусств ассистентом преподавателя.
В 2006 году мастер смогла получить степень магистра. Большинство картин Пойхонен написаны в академическом стиле XIX века, но в последнее время стала больше уходить в импрессионистское направление. В 2010 году она получила грант Элизабет Гриншилдс, который создан для поддержки талантливых живописцев.
Вторая художница — Ритва Вутила. Она изучала основы искусств в Хельсинки и Австралии. В 1971 году Ритва переехала на Канарские острова, где прожила 10 лет. Затем она вернулась в Сидней, работала там иллюстратором. Женщина получила образование в области философии и дизайна. Первая серьёзная выставка художницы состоялась в 2003 году. После этого её пригласили обучать школьников навыкам рисования. Пишет Вутила сюрреалистические картины, добавляя в них немного символических элементов.
По словам Ритвы, на её творчество повлияла музыка. Отец художницы был скрипачом, поэтому в их доме постоянно звучала скрипка. Эти воспоминания помогают мастеру выстроить визуальные каламбуры, в которых прослеживаются черты традиционного финского искусства.