В первые годы двадцать первого века появилось не так много нового в искусстве, немного новых слов было сказано в дизайне. Сегодня стремительно меняющийся мир уже производит новые идеи, которые кардинально меняют наше представление о творчестве и обществе. От небольших этнических движений, возрождающих многовековую культуру, до стилей, провозглашающих необратимые перемены в чувствах и идеях.
Этнофутуризм и афрофутуризм
Многие замечали, что фантастика с древнейших времён, несмотря на свою «научную» сторону, порой оперировала понятиями, схожими с религией или заимствованными из неё. В 1980 – 1990 – е годы в Эстонии молодые художники, принадлежащие к финно – угорским народам, создали стиль, в котором будущее и фантастика гармонично сочетаются с народными поверьями.
Вскоре эту тенденцию переняли меряне, удмурты и другие финно – угорские народы России. Такой смелый шаг в сторону народной культуры был сделан ради сохранения народных традиций в эпоху глобализации. Картины этих художников по форме напоминают фантастические картины символистов, таких как Чюрлёнис, или имеют форму ярких орнаментальных композиций.
Афрофутуризм в чем — то схож с этим движением. В Африке есть богатые традиции ремесла и архитектуры. Афрофутуризм сталкивает киборгов и роботов с древними африканскими божествами, постройками древнего Тимбукту и другими элементами культуры Чёрной Африки. Самый яркий пример афрофутуризма в современной культуре – фильм «Чёрная пантера» из серии марвеловской фантастики, выдержанный в эстетике этого стиля.
Сайарсизм – продолжение творчества Кандинского
Советские критики часто упрекали абстракцию в отсутствии смысла. На самом деле некоторые художники этого направления действительно оставляли картины без названия и чёткой идеи, считая, что каждый увидит в них что – то своё.
Сегодня группа русских художников вкладывает в абстракцию новый смысл, придавая фигурам и точкам символическое значение. В их работах нет случайных пятен. Каждый квадрат – это символ. О таком развитии абстракции говорил ещё в прошлом веке русский художник Кандинский.
Само слово «сайарсизм» происходит от слова science – наука и art – искусство, что означает, что это не только стиль в искусстве, но и особая художественная наука. Часто кроме абстракции в творчестве сайарсистов появляются реалистичные элементы, соседствующие с абстрактными фигурами.
Суперфлет – современное искусство по – японски
Superflat — значит «сверхплоский». Основатель этого стиля Такаси Мураками поясняет, что японская живопись всегда тяготела к плоскостным формам, лишённым объёма. Мураками рисует абстракции, в которых едва можно рассмотреть фигуры традиционных поп – артовских Микки Маусов. Также персонажи его картин – фантастические грибы, глаза и ромашки.
Поп – арт вливается в живопись максимализма, пространство картин заполняется причудливыми, мелкими, текучими узорами и яркими цветами. Суперфлет сегодня – мощное движение в Японии. В этом стиле проявляется главная особенность, отличающая Японию от всех других стран во все времена – способность привносить в самое современное творчество собственный колорит, заимствовать чужое с умом, не вредя национальной культуре.
Метамодернизм – новая искренность против «пластиковых чувств»
Метамодернизм – это не только стиль, но и новое мышление, появившееся совсем недавно. Чтобы его понять, необходимо рассмотреть его предысторию. В Новое время сформировался особый тип мышления, который отличала бескомпромиссность во мнениях, универсальность истины и стремление к прогрессу. Вначале оно приносило людям только пользу, но всё изменилось с появлением тоталитарных режимов.
Это были режимы, направленные на массовые репрессии, и, как только после войны засилье радикализма стало отступать, человечеству, чтобы избежать тотального истребления, пришлось начать мыслить по — другому.
Появившийся в это время постмодернизм пропагандировал терпимость, разнообразие религий, наций и культур в одном обществе. Всякое мнение было признано достойным уважения. В искусстве это проявлялось в виде эклектичного смешения старинных и современных стилей.
Однако после событий 11 сентября мир начал стремительно меняться. В конце двадцатого века видный американский философ Френсис Фукуяма предложил концепцию, согласно которой со времени окончания «Холодной войны» не существует социального устройства, которое служило бы альтернативой либерализму. И отныне все государства будут приходить к нему, и история на этом закончится.
После появления популистской идеологии этот тезис звучит всё менее убедительно. И в изменившихся условиях, а также на фоне усталости от постмодернистских поддельных чувств и и бесконечного самокопирования искусства, был сформирован новый стиль.
Метамодернизм призывает к возрождению универсальных истин, замене постмодернистской иронии на искренность, возвращению к романтике. Но полностью исключить всё, что было накоплено постмодернизмом, в один момент не получается, поэтому метамодернизм колеблется между постомодернизмом и модернизмом.
Можно сказать, что, как постомодерн столкнул лбами классическую культуру и авангард, так и метамодернизм столкнул элементы мышления авангарда и послевоенного искусства. Никаких принципиально новых форм метамодернизм не предложил. Это всё те же инсталляции, живопись и современная фотография. Разница – в идеях и их подаче.
Точка в «конце истории» превратилась в запятую. И история искусства также ещё не закончена. Будут новые горизонты, и новые стили. Возможно кому – то из тех, кто сегодня ещё неизвестен, предстоит совершить новые открытия в таком разнообразном и необычном мире искусства!