Home Живопись Суриков Боярыня Морозова
Живопись

Суриков Боярыня Морозова

Картина «Боярыня Морозова» писалась художником на протяжении целых шести лет. Сюжет ее рассказывает печальную и трагическую историю Феодосии Морозовой, боярыни, раскольницы, женщины, имеющей непростую судьбу. Первые эскизы к будущей картине были сделаны еще в 1881 году, в то же время до окончательного композиционного решения было еще далеко. А спустя несколько месяцев художник на три года уезжает заграницу работать над другим историческим полотном «Меньшиков в Березове».

Только спустя три года, по возвращении на родину, Суриков продолжил работу над картиной. Работа продолжалась вплоть до 1887 года, с многочисленными переделками и дополнениями, пока не приобрела свой окончательный вариант.

Поводом для написания картины послужило историческое событие в истории нашей страны, связанное и церковным расколом 1665 года. Когда патриарх Никон затеял реформы в Церкви, стали переписываться богослужебные книги, изменилось проведение некоторых церковных обрядов. В частности, большое возмущение среди народа вызвало использование троеперстия вместо двуперстия. Использование двух пальцев при перекрещивании считалось своим, исконным, народным.

А требование креститься тремя пальцами истолковывалось, как навязанное сверху, чужеродное. Раскол произошел не только в Церкви, но и в обществе. Не исключением стали и представители богатых боярских родов. Особое впечатление на художника произвела трагическая судьба боярыни Феодосии Морозовой, которая и легла в основу создания картины.

opera snimok 2022 11 28 162632 yandex.ru
Суриков Боярыня Морозова

Феодосия Морозова, в девичестве Соковнина, имела дальнее родство с царской фамилией. Совсем юной девушкой ее выдали замуж за богатого боярина Г.И.Морозова. Феодосия с ранних лет отличалась умом, была начитана, энергична и своевольна. Даже при муже она позволяла себе некоторые вольности. А при расколе открыто поддержала представителей старой Церкви, при этом открыто соблюдала все обряды, и не признавала никаких никоновских нововведений. Феодосия оказывала поддержку протопопу Аввакуму, самому главному ревнителю старой веры. А когда тот вернулся из ссылки в 1662 года, приютила его в своем доме. В тридцать лет Морозова осталась вдовой и полностью распоряжалась своим огромным состоянием, раздавая его нищим. А в скором времени она приняла постриг в монахини.

Сюжет, легший в основу картины, имел место в 1671 году, когда непокорная боярыня посмела противиться царской воле и отказалась принять новые церковные реформы, а значит поддержать существующую власть. За ней были посланы люди, которые увезли ее в Чудов монастырь на допрос. Именно этот момент запечатлел на своем полотне художник. На переднем плане изображены сани, в которых сидит закованная в кандалы боярыня, несломленная, сильная духом женщина, уверенная в своей правоте. Сани символически разделяют толпу на два лагеря.

Образ самой боярыни был навеян художнику сценкой, увиденной однажды на улице: огромная черная ворона била крылом о снег. И было в этом что-то трагическое и безысходное. А лицо боярыни он списал с встреченной случайно у стен монастыря молодой женщины-старообрядки. Еще одним образом, послужившим основой для написания боярыни, стала родная тетка художника – Авдотья Торгошина.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Категории

87ac5176ed79a58b37166f760b20c4d2
Биографии78
HE6W7P
Живопись419
53d6a23a91e63bff17a1f3395ecc69e1
Интересное204
book light wood old reading collection furniture old book education art study library books university culture school pact back to school i am a student 481591
История164
2cee3881de1d7b6c293269764416bb90
Приметы и поверья25
idolopoklonstvo
Разное135

Похожие посты

Обнажённая натура в искусстве

Эволюция истории художественной наготы параллельна истории искусства в целом, за должным исключением...

Мода на групповые портреты в XVII веке

Фламандские художники XVII века распространили моду на групповые портреты: представители новой купеческой...

Русская живопись в 19 веке

Искусство живописи в 19 веке отличалось от предшествующих стилей своей демократизацией и...

Художник Густав Климт

Существует своеобразное искусство поцелуя мужчины и женщины. Художники изображают его, чаще всего,...

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля