Самая узнаваемая картина французского художника впервые была выставлена на суд зрителей в 1831 году в рамках Парижского салона. Необычный стиль и художественные приемы, которые мастер использовал при написании картины, посвященной событиям Французской революции, имевшей место в 1830 году, произвели огромное впечатление. Однако по окончании выставки правительство поспешно решило отдать полотно автору обратно. Во времена революции в 1848 году картина вновь была выставлена на обозрение публики в Люксембургском дворце. И снова после выставки вернулась к автору.
И только после демонстрации на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, картина была перемещена в один из залов Лувра, где и находится по сей день. Искусствоведы считают эту картину лучшим произведением французского романтизма, которое показывает вечное стремление народа к борьбе за свои права и свободу.
Итак, «Свобода ведет народ». На картине изображение огромного города, чей величественный силуэт исчезает в пороховой дымке. На заднем плане едва угадываются шпили Собора Парижской Богоматери, который является символом исторической памяти, культуры и духа народа Франции. Издалека, из дымного марева города появляются повстанцы, которые идут по мертвым телам своих собратьев. Они знают, что в любой момент они могут погибнуть за свою свободу, однако идут вперед, не смотря ни на что.
Именно этот стремительный порывистый дух свободы воплощен в образе полуобнаженной молодой женщины, которая изображена на переднем плане. Одеяние ее напоминает древнегреческий хитон и делает ее похожей на древнегреческую богиню Нику – победительницу, которая своей страстностью, порывистостью ведет повстанцев вперед. Ее идеальное точеное лицо смотрит на повстанцев, одной рукой она размахивает флагом Франции, а другой сжимает ружье. Даже головной убор женщины очень символичен: фригийский колпак издревле считается символом избавления от рабских оков.
Несмотря на то, что перед нами почти богиня, вместе с тем, это реальная земная женщина, истинная дочь своего народа. Это единственное светлое пятно на картине, от нее будто расходятся светлые лучи в разные стороны, которые придают уверенности и сил, вдохновляют на победу. Этому замыслу подчинены и фигуры поблизости. Молодой мальчишка рядом с фигурой женщины размахивает пистолетами, он полон энтузиазма и решимости идти до конца. Он с большой радостью воспринимает идею, провозглашающую свободу, равенство и братство.
Образ Свободы художник писал с конкретной женщины – известной революционерки Анны-Шарлотты, обыкновенной прачки, вышедшей на городские баррикады после того, как убили ее родного брата. Бесстрашная женщина встала во главе повстанцев и даже убила нескольких гварцейцев. По замыслу художника-романтика обнаженная грудь Свободы символизировала бесстрашие и самоотверженность. Более того, нагая грудь стала символом торжествующей демократии: то есть Свобода подобно простолюдинке не нуждается в тесных корсетах.
Полотно полно символов и необычных образов. Кроме вышеописанных моментов следует обратить внимание на фигуру в черном цилиндре. Искусствоведы считают его обобщенным образом буржуазии, более того это автопортрет самого мастера. Фигура мужчины в берете является символом рабочего класса, а фигура с двууголкой на голове – символ интеллигенции. Под ногами женщины изображен труп молодого мужчины, который был раздет мародерами. Это образ брата Анны-Шарлотты, после убийства которого, она и вынуждена была выйти на баррикады.
Теме французской революции посвящено много картин самых разных художников, однако по силе воздействия именно картина Делакруа стала самым запоминающимся полотном.