Эдгар Дега известен большинству любителей живописи серией картин, посвященных жизни балерин. Его «Голубые танцовщицы» считаются самым лучшим его произведением этой серии. На картине изображены четыре девушки, кружащиеся в танце, их грациозные движения завораживают зрителя, не давая оторвать взгляд от картины. Чем же она так притягивает?
Искусствоведы выделяют несколько художественных приемов, которые использовал художник для создания этого завораживающего эффекта.
Во-первых, Дега использовал для работы пастель. Причем он использовал усовершенствованный метод работы с этим материалом: с помощью пара, направленного на готовый рисунок, он размягчал пастель и мог растушевывать цвет с помощью пальцев. Этот метод придавал некоторое мерцание цветному покрытию. Кроме того, пастель является очень капризным материалом и со временем может осыпаться. Дега же использовал для закрепления цвета некий секретный состав, придуманный его другом, итальянским художником Чиалива. Благодаря такому покрытию картины Дега дошли до нашего времени в первоначальном виде.
Во-вторых, зритель видит на картине четырех танцующих балерин. Однако это обманчивое впечатление. На картине изображена одна девушка, и она не танцует. В пользу этой версии говорит тот факт, что девушки на картине запечатлены в момент подготовки к выходу на сцену: девушка на переднем плане, у самого края картины, наклонилась, чтобы поправить пуанты, Девушки справа поправляют спадающие лямки балетных костюмов. Девушка слева держится за балетный станок и разглядывает свое платье сзади. Их движения исполнены такого изящества и грациозности, что создается впечатление танца. В доказательство того, что на картине изображена одна девушка, но в разные моменты подготовки говорит тот факт, что искусствоведы нашли несколько негативов с изображением балерины в подобных позах. Скорее всего, именно на основе этих снимков и была создана картина.
В-третьих, в отличие от своих собратьев по ремеслу, Дега не писал картины с натуры. Почти все его полотна, в том числе и «Голубые танцовщицы» написаны с фотографий. В доказательство специалисты приводят тот факт, что на картине танцовщица не полностью помещаются в кадр, края изображения оказываются срезанными, как у фотографии, когда снимок сделан без подготовки. Создается ощущение, что девушек застали врасплох и они не успели приготовиться к съемке. Поэтому главным персонажем картин Дега являются вовсе не танцовщицы, а сама жизнь, движение и порой не всегда красивая. И в этом ее особое очарование.
Необыкновенный талант Эдгара Дега как художника-импрессиониста был по достоинству оценен еще при его жизни. «Голубые танцовщицы» были проданы за огромную по тем временам сумму – около 60 тысяч франков. Однако деньги не особенно радовали художника и не принесли ему большого счастья. Поскольку всю жизнь он прожил отшельником, в одиночестве работая в своей мастерской.