Жизнь великих всегда сопровождается необычными историями, загадками и домыслами. Не стал исключением и великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Тициан Вечеллио. Искусствоведы и историки приписывают ему многочисленные любовные похождения и романы с красивыми женщинами-натурщицами, образы которых запечатлены на многих полотнах художника.
Внешность Тициана, а также образ жизни и город, в котором он провел большую часть жизни, вполне способствовали созданию такого имиджа. По свидетельству современников Тициан отличался высоким ростом, статной фигурой и благородным профилем, что, конечно же, привлекало внимание красивых женщин. Да Венеция, его родной город, богатая на развлечения, карнавалы и кутежи способствовала довольно свободному и разгульному образу жизни.
Легенды, сложившиеся вокруг фигуры мастера, связаны со множеством любовных романов с прекрасными венецианками – молодыми дородными красавицами с пышными формами и золотыми волосами. Во времена Тициана служить моделью великого мастера считалась великой привилегией, и любая женщина, независимо от сословия почитала за честь оказаться натурщицей в его мастерской. Благодаря Тициану оттенок волос венецианских женщин получил название «тициановский».
Одно из самых известных женских имен, связанных с художником – Виоланта, женщина, в которую он был страстно влюблен и образ ее запечатлен на многих полотнах. Ей посвящен одноименный портрет, она же была моделью при написании картин «Флора», «Любовь Земная и Любовь небесная», «Святая Бригитта» и других. Многие считали ее дочерью другого известного венецианского живописца, которая в свое время позировала своему отцу. Однако доказательств этому факту нет. Возможно, она была всего лишь востребованной натурщицей среди живописцев. Ходила и легенда о якобы страстной неземной любви художника к этой юной красавице, которая была вдвое моложе.
Еще одна муза, любовница и жена – Чечилия. Связь с этой красавицей подтверждается документами и наличием совместных детей. Несмотря на разгульный образ жизни и внимание многочисленных поклонниц из богатых сословий, Тициан выбрал себе жену со своей родины, Северной Италии. Девушку, отец которой был простым брадобреем. Хотя прежде, чем вступить с ней в официальный брак, Чечилия служила в его доме экономкой и даже успела родить ему двух сыновей. Когда женщина тяжело заболела, Тициан вдруг понял, как сильно он ее любит и боится потерять. Он вызывает священника и таким образом, практически у смертного одра будущей жены официально оформил отношения. Однако Чечилия поправилась и прожила еще целых пять лет. Когда любимая жена скончалась, художник тяжело переживал ее утрату и не смог жить в доме, где провел столько счастливых лет. С двумя подросшими сыновьями он переезжает в новое жилище, где ничто не будет напоминать о постигшем его горе.
Искусствоведы не могут сказать наверняка, для каких картин она послужила музой, свидетельств об этой стороне жизни не осталось. Однако многие исследователи полагают, что Чечилия позировала обнаженной для многих картин своего мужа.
Еще одна муза и любимая женщина Тициана, которую он любил изображать на своих полотнах – дочь Лавиния, которую успела родить ему любимая жена незадолго до своей смерти. В своей дочери он души не чаял, так она напоминала красотой образ своей матери. Когда Лавиния выросла, отец долго и придирчиво искал для нее подходящего жениха. Наконец, выбрав из множества претендентов на руку дочери, он выдал ее замуж за богатого венецианского дворянина.
Еще одна любимая натурщица художника Джулия Фестина, образ которой запечатлен на самом известном полотне «Кающаяся Мария Магдалина». Она же позировала и в образе Венеры перед зеркалом для одноименного полотна.