Всем людям, соприкасающимся с искусством, хорошо известно искусство стран Европы, но ведь это лишь часть большой мировой истории. И есть в ней эпизоды, которые редко упоминаются в научных статьях и неизвестны рядовому зрителю. Такова культура таинственной экзотической Индонезии.
Народное искусство Индонезии очень богато. Центром искусства страны всегда был остров Бали. На этом острове с древнейших времён жили живописцы и резчики по дереву. Традиция живописи на Бали началась с особого стиля, который зародился под влиянием искусства бумажных кукол для театра теней Ваянг Кулит. Для этого древнего театра изготавливались плоские бумажные фигуры, которые двигали за бумажным листом, освещённым светом сзади, фигурами управляли кукловоды, а их тени были видны зрителям, сидящим напротив передней стороны листа.
Темы для живописи обычно заимствовались из Рамаяны и Махабхараты и местных эпосов, а формы находились под влиянием индийского искусства. Художники выполняли свои картины простыми природными пигментами, такими как охра. Рисунки отличались сложностью, несмотря на ограниченное применение (или вовсе отсутствие) светотени.
Европейская реалистическая традиция пришла на Бали вместе с голландским и британским завоеванием в период романтизма. Одним из первых академических живописцев Индонезии был Раден Салех. Он посвятил свою жизнь не только искусству, но и борьбе за независимость своей родины. Он поддерживал принца Дипонегоро, боровшегося против колонизаторов. Он много путешествовал по Европе, где поражал европейскую интеллигенцию экзотической внешностью и изящными манерами.
Некоторые из его картин перекликаются с произведениями французского художника Делакруа, один из сюжетов (лев со змеёй) художники заимствовали друг у друга, причем до конца не ясно, кто из них был первоначальным автором этой идеи. В творчестве гениального индонезийца центральное место занимала тема природы и самобытность Индонезии с её культурой и традициями.
В двадцатом веке в Индонезии центральной темой становится социальная борьба и жизнь низов. Во всех жанрах и стилях, в том числе и в современном искусстве прослеживается эта линия. Но всё же, самым главным художником Индонезии является приехавший из Испании мастер Антонио Бланко, которого в шутку называют «Дали с Бали» за его эксцентричное поведение. Сам музей художника в городе Убуде представляет собой оригинальное произведение архитектуры и интерьерного дизайна. В этих интерьерах смешиваются изящная классика и традиционная балийская резьба по дереву.
Картины художника написаны в довольно традиционном стиле, но их рамы поражают своей необыкновенной формой. Эти рамы – отдельные важные детали произведений искусства, дополняющие сюжет картины. Вообще следует отметить, что острова Индонезии часто привлекали иностранцев, и многие европейские художники в двадцатом веке находили здесь свою вторую родину, а их творчество пропитывалось местным колоритом.
Одним из самых важных и прославленных народных искусств в Индонезии является батик. В древности росписью по тканям славилась Ява. В основе техники батика – окрашивание тканей яркими красками в специальных чанах. При этом части полотна, на которые не должна попасть краска, покрывались горячим воском. Затем наносили рисунок. Технология изготовления этих ярких тканей сегодня стала популярна по всему миру.
Архитектура Индонезии типична для Юго – Восточной Азии. В Индонезии много каменных ступенчатых дворцов и храмов с большим количеством резных деталей. Они имеют форму, сужающуюся кверху и к центру, встречаются также сооружения, которые венчает характерная пирамидальная крыша, квадратная или слегка прямоугольная в сечении, изготовленная из черепицы или тростника. В целом, архитектура Индонезии очень напоминает архитектуру Камбоджи, например, камбоджийский комплекс Ангкор – Ват.
Культура стран Азии оригинальна и самобытна. Даже когда в эти страны пришёл европейский академизм, искусство всё равно сохраняло национальные черты. Искусство Индонезии – часть общей истории мирового искусства, истории, в которой немало славных страниц. Порой умельцы из народа, опираясь на многовековую культуру, создавали прекрасные изделия, ориентируясь на свой природный безупречный вкус – и они никогда не ошибались в своих творческих поисках!