Выдающийся русский живописец Михаил Врубель, родился в 1856 году, в семье военного юриста в Омске. Одним из его увлечений, помимо изучавшей с детства музыки, стала живопись. Он учиться в рисовальных школах в Одессе и Петербурге, частных учителей, подражая в творчестве манере, знаменитого мариниста Айвазовского. Но под давлением отца, он поступает в Петербургский Университет, выбрав юридический факультет.
Правда, закончив его, Врубель всё равно, решает поступить в петербургскую Академию Художеств, воплощая давнюю свою мечту. Он учился прилежно, помногу рисовал с натуры, анализируя свою модель и добиваясь, тем самым предельной точности изображения.
Вырабатывается особый, ни на что не похожий стиль Врубеля. Эпоха модерна, диктовала ему стремление к декоративности силуэта и линий, яркости цвета, поиску новых материалов и их выразительных возможностей. Такими материалами для Врубеля, стали керамика и мозаика, вот почему многие его картины, похожи на составленные из сотен стёклышек витражи. Сюжеты полотен, становятся всё более фантастичными и экзотичными, – художник сумел запечатлеть на картинах лучшие стороны модернистского искусства — прихотливость и утончённость, переливчатость цвета, тягу к сказочности и грусти.
Окончив Академию Художеств, в 1884-м, Врубель уезжает в Киев, где приступает к монументальной росписи церквей. Там ему предстояло, расписать Кирилловский храм. В ту пору, его натурщиками, были душевнобольные из больницы, расположенной рядом с церковью. Врубель, внимательно относился к передаче мимики этих сложных людей, и святые на его росписи получались особенно сосредоточенными и отрешёнными.
Новой отличительной чертой, живописной манеры художника, становится бесконечное дробление формы на грани, светящиеся изнутри, подобно сказочным каменным цветам. В 1880-е Врубель начинает работать над образом Демона — эта фантастическая фигура, давно притягивала его творческий взгляд. Ещё расписывая стены храма, он ловит себя на мысли, что испытывает всё большее желание рисовать, некие потусторонние материи, и замахивается на изображение этой сложнейшей фигуры.
На протяжении четырёх лет «Демон» остаётся для Врубеля, главным произведением, его духовной жаждой и надеждой. Постоянная нужда, и необходимость делать работы на заказ, отвлекали художника от воплощения задуманного выбора, и получилось так, что практически любые произведения того времени, так или иначе касались, или отвечали будущему «Демону».
Это картины «Восточная сказка», «Тамара и Демон», «Танец Тамары»; Врубель буквально сроднился со своим Демоном, тот стал его духовным двойником.
После окончания работы над иллюстрацией, Врубель создаёт несколько знаменитых картин. Это произведения, построенные на очень тонком эмоциональном восприятии природы: «Пан» (фантастический сюжет и таинственный лунный пейзаж), картина «Царевна – лебедь», (где прекрасная девушка, будто рождается из морской пены), и полотно «К ночи».
Несколько лет, Врубель не касался темы Демона, но смерть сына, и последовавшее за ним напряжённое душевное состояние, вновь заставили его вернуться к этому образу. Врубель становится раздражительным, он нетерпим и резок, ко всем и ко всему, он пишет новую ипостась Демона – «Демон поверженный».
Врубель, словно вырубает «гранитное» лицо со злой гримасой на губах, каменное сверкание глаз, сломанные крылья.
Перекликается с этой несколько, отталкивающей картиной полотно «Шестикрылый серафим». Ангел нарисован резкими, мозаичными мазками: обрамлённое бесплотными белыми крыльями лицо, с пристально-гипнотическими голубыми глазами, светильник и меч в руках – символы борьбы холода с теплом и светом.
«Серафим», по сути, становится последним произведением Михаила Врубеля. Он тяжело заболевает, его душевное расстройство становится необратимым. Художник, заканчивает свою жизнь в больнице для душевнобольных, однако его творчество переживает его на века.
Врубель по праву, считается одним из самых ярких, нестандартных и знаковых фигур на небосклоне русской живописи. Своим творчеством, он украсил эпоху модерна, создав целый ряд неповторимых, сочных художественных образов.