Однажды великий испанский художник Жоан Миро сказал:
“После каменного века не было создано ни одного шедевра в искусстве.
Конечно же, большинство современных россиян не согласятся с этим эпатажным выражением. В понимании современного человека палеолит – время примитивизма и «детских почеркушек». И, тем не менее, поражает то, что древние люди, которые не знали ни анатомии, ни физики, не умели рисовать даже самих себя, оставили такие потрясающие рисунки животных.
Когда в 1879 году археолог – любитель де Саутуола обнаружил пещеру Альтамира, которую называют «Сикстинской капеллой древнего человека», видные учёные были настолько поражены совершенством рисунков многотысячелетней давности, что до конца дней учёного, его обвиняли в мистификации.
Что же такого обнаружено в этой загадочной пещере?
Во – первых – абсолютно реалистичные бизоны. У многих из них прорисованы живот, грива и борода, даже морды и языки очень убедительны. Но особенно поражает участок стены с уже наполовину убитыми, лежащими на боку бизонами. Всякий ли современный дилетант отважится нарисовать такое положение тела со всеми копытами и суставами.
В глазах животных даже можно различить живое выражение. А ещё там есть быки, лошади и ещё какие – то животные, напоминающие ланей. У каждой чётко прорисовано копыто. Рядом с ними были найдены многочисленные и разнообразные абстрактные фигуры. Вообще, именно древним людям мы обязаны самим открытием геометрических фигур.
Кресты, солнца, круги, звёзды, треугольники и квадраты – всё это есть уже на стенах пещер, и какой смысл люди в это вкладывали – неизвестно, так как записей от них не осталось. Возможно, что люди рисовали и на менее прочных материалах – шкурах, песке и деревьях, как рисуют современные индейцы, но, увы, от этих рисунков ничего не осталось. Мы даже не знаем, зачем это всё рисовали.
Что это – магические рисунки для привлечения удачи на охоте? Мечты палеолитических подростков? Просто порывы вдохновения, ещё рационально не описанные?
Но если что – то и играло ритуальную роль, так это скульптура, обнаруженная в раскопе в Зарайске. Фигура, состоящая из крепкого камня, явно не случайно, сломана. У неё поломаны ноги, а место воображаемой «раны» показано охрой, символизирующей кровь. По всей видимости, бизон предназначался для того, чтобы «воздействовать» на реальных бизонов, и чтобы они точно не ушли от охотника.
Живопись в пещере Шове
Ещё одно поразительное место – пещера Шове. Если в Альтамире удивляют бизоны, то в Шове – лошади и львицы. Вы всё ещё думаете, что модернизм был действительно нов? Но вот вам, пожалуйста, палеолитический «футуризм» Силуэт коровы удваивается, создавая эффект движения. Именно необычные эффекты движения – первое, что бросается в глаза во всех подобных пещерах. Звери и люди словно скачут по пещере в бешеном ритме.
Трудно представить, какой восторг, а может быть и страх, испытывали древние люди, сидя под сводами пещеры в тусклом свете факелов и наблюдая за игрой животных на потолке. В Шове нет ни одного обычного, похожего на других животного. У каждой лошадки своя поза, своё выражение морды. Светотень, вместе с удачно подобранными участками скалы (рисовали на выпуклостях), создают объём.
Есть дажек морды, показанные в таком «современном» ракурсе, как анфас и чуть ли не три четверти. Кроме того, в некоторых пещерах учёные недавно обнаружили …
Следы разбрызгивания краски, подобные манере Поллока! Палеолитической искусство пережило период древности. И сегодня зрители могут любоваться на мезенскую народную роспись, Усть – Куломские прялки и традиционную австралийскую живопись. А ведь всё это – по сути современное наследие тех времён. О последнем следует рассказать подробнее.
Традиционная живопись австралийских аборигенов
Австралийская живопись – древнейшая из ныне сохранившихся живых живописных традиций. Самая частая тема в ней – космос, связанный с миром снов. Посмотрев на фантастические абстракции, напоминающие Млечный путь и туманности, просто хочется раствориться в мечтах. А ведь ещё есть и декоративные (не реалистичные, как в Шове) силуэты животных. Все они, как и древние бизоны живут на картинах собственной природной жизнью.
Наследие палеолита и современность.
В Каменном веке были заложены основы всего мышления и сама суть человека. Возникло разделение на профессии, понятие о жизни, смерти и похоронах, понятие о доме и близких, которых нужно защищать. Именно с тех времён человечество сохранило и немало мрачных особенностей – фобии, национализм, предрассудки, желание уравнять личности людей и сделать всех похожими на себя.
Вместе с тем, предметы, созданные самыми древними мастерами, практически не претерпели существенных изменений. Мы всё также пользуемся круглыми тарелками и кружками, и вряд ли они когда ни будь станут квадратными или треугольными. Нож и ложка, одежда, обувь и одеяла – также наследие тех дней.
Как сказал один учёный – «никто не убивал неандертальца. Он по – прежнему внутри нас». И, хотя, конечно же, за тысячелетия было создано немало ярких шедевров, всё же поражает величие и красота тех пещерных картин, которые рисовали люди, ещё только начинавшие свою историю. И как рисовали!