Иван Шишкин известен практически каждому жителю нашей страны благодаря конфетам, на обертке которых красуется репродукция знаменитой картины. Мастер русского пейзажа, влюбленный в красоту и мощь родной природы, он всегда черпал вдохновение, рисуя на плэнере. Он замечал каждую веточку, каждый листочек и с любовью мог передать любое движение ветерка и шорох листвы.
Самое знаменитое его произведение породило вокруг себя массу догадок, тайн и сплетен. Особенно стойкой оказалась версия о том, что группу резвящихся медведей написал друг и соратник художника Константин Савицкий. Якобы, будучи непревзойденным мастером пейзажной живописи, Шишкин не владел мастерством при написании животных и попросил о помощи своего друга. А после приобретения полотна Павлом Третьяковым имя Савицкого якобы было затерто.
Однако эпистолярное наследие великого мастера реабилитирует его в глазах любителей и ценителей живописи. Однажды ему пришла в голову мысль написать большое художественное полотно, которое бы показало красоту русского соснового бора. Исполнять задуманное Шишкин отправился в брянские леса. Несколько месяцев он жил один посреди дикого бора в палатке, наслаждаясь чистейшим воздухом и набираясь вдохновения для написания шедевра, который и сделал его знаменитым на весь мир. Спустя несколько месяцев пейзаж был готов и получил название «Сосновый бор. Утро»
Однако жена Ивана Шишкина, Софья Карловна, раскритиковала работу мужа, заявив, что картине недостает динамики, в ней нет жизни. А чтобы добавить изображению мощи и движения нужно поместить на полотно какое-то животное, символизирующее это. Сначала речь шла о зайцах, но этот вариант забракован, поскольку они не могли бы добавить пейзажу силы и мощи. Тогда встал выбор между тремя животными: кабаном, медведем и лосем.
И снова сыграла роль женская логика. Вариант с кабаном был отвергнут по причине того, что супруга художника не ела свинину. Лось на дереве смотрелся бы неестественно. И тогда единственно верным вариантом был признан медведь. Тут и динамика, и сила, и мощь!
«Утро в сосновом бору» Ивана Шишкина
Художник снова отправился в брянские леса на поиски медведей. Однако художественный вкус Шишкина забраковывал всех представителей медвежьего племени по причине их несоответствия ожиданиям живописца. В поисках тех самых мишек прошли долгие 4 года. За это время художник посетил почти все непроходимые леса средней полосы России. В одном из писем жене он писал о том, что перевелся нынче породистый медведь, и сообщал о своем желании написать вместо косолапого кабана. Но и тут хитрая Софья Карловна не растерялась. В энциклопедии, посвященной животным, она вычитала, что самые лучшие представители медведей обитают в Вятской губернии.
Недолго думая, художник отправился в вятские леса и именно там он действительно нашел то, что искал. Через неделю пейзаж был закончен и приобрел тот законченный вид, какой мы имеем удовольствие наблюдать по сей день.
Жизнь преподнесла сюрприз, когда знаменитый пейзаж был представлен широкому зрителю, руководителю кондитерской мануфактуры «Товарищество Эйнем» господину Юлиусу Гейсу положили на стол новый вариант конфет. Необыкновенно вкусный десерт, состоящий из двух вафельных пластин с миндальным пралине, покрытый слоем черного шоколада произвел на него неизгладимое впечатление. Господин Гейс долго думал о том, как назвать новую конфету. Совершенно случайно взгляд его упал на репродукцию пейзажа Ивана Шишкина и вот, название родилось: «Мишка косолапый».
А спустя несколько лет художник Мануил Андреев использовал пейзаж знаменитого художника в качестве идеи для обертки конфеты, добавив обрамление в виде еловых шишек и вифлеемских звезд. Поскольку шоколадные конфеты стали хорошим подарком именно на рождественские праздники.
1 комментарий
Pingback: Русская живопись: темы и образы