Как часто, читая в интернете истории необыкновенных инвалидов, пишущих картины ногами, ртом или даже специальным механическим протезом, мы вспоминаем о том, что очень многие из самых известных творческих людей тоже страдали различными формами физических и психических заболеваний? Некоторые врачи даже считают, что больные некоторыми психическими расстройствами (шизофренией, например) чувствуют красоту острее, чем обычные люди, и поэтому создают сильные произведения. Какие болезни мучили известных художников и писателей, и каким образом они повлияли на их творчество?
Великий писатель — фантаст Александр Беляев пострадал от детской шалости, которая губит множество детей. Увлёкшись идеей изобретения самолёта, он разбился, когда прыгал с крыши во время испытания очередного летательного аппарата. Последствия травмы мучили его всю жизнь. Позднее он окажется полностью парализованным. Именно в таком состоянии родилась идея головы, живущей отдельно от тела, которая фигурирует в знаменитом романе «Голова профессора Доуэля».
Исаак Ильич Левитан с детства жил в достаточно тяжёлых условиях, в страшной нищете, которая и порождала нескончаемую хандру. Порой пустяковые причины, такие как плохая погода, вызывали у него тяжёлые приступы болезни, от которых художника приходилось буквально спасать. В результате — большинство пейзажей художника пронизаны тоской, печальных пейзажей с пасмурным небом у него значительно больше, чем «мажорных», сцен. Несколько раз он пытался покончить жизнь самоубийством, но, в конце концов, умер от болезни сердца.
Многие яркие идеи в произведениях Гоголя были порождением его болезни. Известно, что писатель был болезненно религиозен. Во время поста он настолько изводил себя голодом, что ему приходилось внутривенно вводить питательные вещества. Естественно, что образы из жуткого рассказа «Вий» — не что иное, как порождение безумной фантазии писателя.
Приступы этой мучительной болезни появились у Достоевского в юности. Страдания, переживаемые во время приступов, придавали творчеству Достоевского щемяще – трагический оттенок, которым славятся его произведения.
Художников — примитивистов ещё называют «художниками святого сердца», поскольку они навсегда сохраняют в своём творчестве детское восприятие мира. В случае с «Таможенником» Анри Руссо, детское восприятие мира – это следствие болезни. Художник всю жизнь вёл себя как ребёнок. Он даже боялся собственных картин с изображением хищников, плохо ориентировался в пространстве.
Рассудок этой японской художницы был повреждён вследствие насилия в семье. Несмотря на трудности и страдания, Яёй сумела создать собственную узнаваемую манеру. Горошек – не специально придуманный приём, а образ, увиденный в собственных галлюцинациях. Во времена расцвета психоделического стиля, она по всем параметрам вписалась в рамки послевоенного искусства.
На примере знаменитых художников можно понять, что психическое и физическое нездоровье далеко не всегда делает творческого человека менее ценным для искусства, чем художников, здоровых на сто процентов. А порой история болезни даже становится визитной карточкой мастера, как в случае с Ван Гогом и Тулуз — Лотреком. Но особенно важно творчество для самих больных людей, ведь арт – терапия – одно из действенных средств, которые могут помочь несчастному человеку, страдающему от своего недуга…