Бытовые привычки и гигиенические нормы, которым следовали донские казаки, согласно исследованиям этнографов, разительно отличались от норм поведения жителей других районов России. Складываться они начали в конце XVII века, когда произошло смешение традиций переселенцев из южных регионов: адыгов, черкесов, греков.
Бань казаки себе не строили, а парились и мылись в специальных двухдверных пристройках. Одна дверь вела во двор, другая в дом. Топили бани только по белому — это когда в парилке есть дымоотвод, а топка выходит в предбанник.
Русских удивляло то, что у казаков принято вначале купать детей и женщин, а только потом в парилку заходили мужчины, ведь на Руси было принято, что сначала баню посещают гла́вы семейства, а только потом все остальные.
Для казаков было очень важно в походах перед каждым боем мыться и надевать на себя чистую рубаху. Если солдат был ранен, то рубаху разрывали и использовали в качестве перевязочного материала. Поэтому у казаков существовали передвижные войсковые бани, которые они возили с собой в походы. Сотрудница Старочеркасского исторического музея Надежда Олеговна Фурсина писала в своей статье:
Самая простая баня была сделана из ветвей и жердей с накинутыми на них попонами. В центре этого шалаша делался очаг, который обкладывали камнями. После хорошего прогрева камней в шалаш вводили больного или раненого, ушибленного в бою казака и начинали парить.
из статьи Н. О. Фурсиной
Купание коня — тема, к которой часто обращаются художники, пишущие жанровые картины. Причём современные живописцы также не отстают от своих предшественников и пишут подобные сюжеты. Самой знаменитой картиной на эту тему стала «Купание красного коня» Петрова-Водкина, а в современной «Купание коней» Виктора Ляпкало.
Если не вникать в подробности и символизм, то сюжет картин довольно-таки прост, на них юноши купают своих верных скакунов в реке. Для многих станет открытием, что эта традиция была придумана донскими казаками, которые придерживались ритуалу долгое время.
Лидия и Александр Самовары в своей книге «Русские в Париже 1814» подробно рассказали о том, как донские казаки во время похода на Францию, в одних подштанниках купали скакунов в Сене. При этом их абсолютно не смущали проходящие мимо парижанки и представители аристократии. А очевидцы действа утверждали, что только некоторые из казаков заботились о чувствах дам и надевали штаны, другие же мылись в чём мать родила.
Конечно, в армию Александра I входили и русские солдаты. Они стыдливо отводили взгляд, извинялись за своих друзей перед прохожими, пытались вразумить товарищей. Естественно, никто их и слушать не стал, традиция ведь!