Загадка картины «Лютнист» Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо был гениальным художником. Он творил в период, когда в Италии начались феодально-католические реакции, которые очень отрицательно сказались на развитии искусства в XVI веке. Однако сложная обстановка в стране не помешала мастеру создать собственный стиль, которому после его смерти будут следовать «караваджисты».
Истоки творчества Микеланджело берут начало в североитальянской школе. Имея вспыльчивый характер и дурную привычку идти наперекор установленным правилам, художник отвергал эстетическую моду того времени и начал провозглашать художественную самоценность.
В период 1590 — 1604 гг. Караваджо пишет картины, на которых преобладают сцены насилия, смерти и жестокости. Тогда же художник придумал писать натюрморты и украшать разбросанными фруктами портреты людей.
В 1595 году мастер напишет картину «Лютнист», которая станет его любимой. Полотно наполнено символическими предметами, а о женоподобном образе изображённого юноши будут вестись споры вплоть до XX века.
Лютниста за девушку принял итальянский биограф Джованни Беллори. Его смутили длинные женственные пальцы, румянец и лента, вплетённая в волосы натурщика. В начале XX века искусствоведы развеяли этот миф. Досконально изучив картину и биографию Караваджо, они сделали вывод, что на картине изображён друг художника Марио Миннити. В период написания полотна на лютне или скрипке мог играть только мужчина, об этом же говорят и ноты, написанные на листе.
Последние годы жизни Микеланджело занимался в основном созданием монументальных алтарей, на которых можно увидеть образы обречённых, нищих и скорбящих. Бедный художник-бунтарь был вынужден скитаться по Европе, и, наверное, в своих последних произведениях изображал внутреннее состояние. Его реформаторским методам будут следовать такие мастера, как Рембрандт, Рибера и Веласкес.