Ритмизированная игра цветовых плоскостей и пятен в абстрактной живописи и отвлеченных объемов в абстрактной скульптуре (абстракционизм – наиболее последовательное проявление формализма в искусстве), ничего не «изображая», по существу, перестает и «выражать» что-либо; в абстракционизме утрачивается то богатство чувств, переживаний, настроений, которые несет в себе реалистическая изобразительная художественная форма.
Единство изобразительной и выразительной силы воздействия достигается лишь в искусстве реалистически правдивом. Его эмоционально-выразительные, эстетические возможности воистину неисчерпаемы.
Достаточно в качестве примера вспомнить картину «Весна – большая вода» Левитана.
Прохладная и светлая голубизна неба и оживленно легкий ритм стройных, еще обнаженных, белых берез – все создает настроение легкой, радостной, весенней взволнованности, столь созвучной лирическому образу пробудившейся от зимней спячки природы.
В пейзаже «Железная дорога» Нисского, в котором в резком ракурсе изображена идущая по диагонали железнодорожная насыпь, в стремительном беге поезда, проносящегося мимо неподвижной стены леса, выражено то чувство устремленной вперед энергии, которая так характерна для мировосприятия советского человека.
Следует остановиться на краткой характеристике основных разновидностей живописи: монументальной и станковой.
Монументальная живопись – наиболее древняя но происхождению. Она возникла одновременно с зарождением архитектуры, задолго до появления станковой живописи. Характерной чертой монументальной живописи служит ее органическая связь с архитектурой.
Монументальная живопись, тесно связанная с архитектурой, конкретизирует и развивает те общественные идеи, которые заложены в этой архитектуре, или выражает глубокие и значительные идеи широкого и непосредственно общественного значения, воплощающие дух эпохи.
Монументальная живопись апеллирует к широким массам. Часто она создается непосредственно на стене здания, например живопись, выполненная в технике мозаики или фрески. Внутренняя образная связь монументальной живописи с основной идеей архитектурного здания, с его общественным назначением обязательна. Часто осуществлялась и непосредственно зрительная связь композиции живописи с общей композицией архитектурного интерьера, в единство с которым она вступает.
От понятия монументальной живописи как особого рода живописи следует отличать понятие монументальности живописного образа. Последнее имеет в виду непосредственную и широкую общественную значимость содержания картины, обращенной к широким народным массам и не носящей интимного или частного характера. Монументальным может быть и произведение станковой живописи, например, многие картины В. Сурикова, И. Репина, В. Васнецова, венгерского художника Мункачи, Б. Иогансона и др.
Под станковой живописью следует понимать живопись, не ставящую себе задачей связать свой образ с определенной архитектурной средой, в которой она должна находиться. Она не рассчитана на участие в определенном синтетическом ансамбле и не зависит от него. Богатство возможностей реалистического отображения мира средствами живописи именно в станковой живописи нашло в последние несколько столетий особенно полное осуществление.