Стиль нуар в живописи
Направление «нуар» можно наблюдать в литературе, кинематографии, фотоискусстве, живописи и даже в интерьере и одежде. Название стиля произошло от французского слова noir, которое переводиться как «черный».
Родиной стиля нуар считается США 1940-1950 годов. В эти годы в стране был разгул преступности, и режиссеры Голливуда в своих фильмах пытались отразить пессимизм, охвативший Америку.
Все картины были с криминальным сюжетом, черно – белые, в мрачных тонах, с циничными по характеру персонажами и без привычного «хэппи энда». Герои фильмов сочетали в себе сразу несколько качеств — как положительных так и отрицательных.
Образы прекрасного пола были схожи с женщиной вамп, но обязательно лживым и с долей эгоизма. Каждая из них преследует личные мотивы для своей выгоды. Для фильмов в жанре нуар характерна яркая и резкая актерская игра, лихо закрученный детективный сюжет, гангстеры, предательство близких друзей и любовниц, а также обилие дурных привычек.
Но изначально этот жанр возник в живописи и только потом обосновался в кинематографе. Узнаваемыми чертами направления «нуар» являются слабое освещение и теневые узоры – кьяроскуро. Узор кьяроскуро в изобразительном искусстве представляет собой градацию светлых и тёмных оттенков, позволяющих воспринимать изображаемый предмет объёмным. Жанр нуар у большинства ассоциируется с контрастными черно-белыми оттенками, обозначенными глубокими тенями и яркими бликами.
В живописи картину можно отнести к стилю нуар, если в ней преобладают мрачные тона, совсем мало света или контрастные контуры. Изображения должны обладать драматизмом, холодностью, ярко выраженной мужественностью и мощью, но в тоже время нести оттенок романтизма в купе с «дворовым классицизмом».
Основа эстетики нуара — это немецкий экспрессионизм, направление в изобразительном искусстве 20-30-х годов: группа «Мост», «новая вещественность» и другие художники. Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, которые они передавали при помощи угловатых, искорёженных линий, резких и грубых мазков, бьющего в глаза колорита.
Предпочтение отдавалось краскам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. Малоинтересные, на первый взгляд, картины современной будничной жизни получали под кистью экспрессионистов бьющую через край яркую эмоциональную окраску. Экспрессионизм характеризуется стремлением к деформации или стилизации форм, динамизму, экзальтации и гротеску ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения автора. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. В графических изображениях они стремились воскресить средневековую традицию гравюры на дереве.
Техника современной живописи стиля нуар – это картины карандашом, углем, масляными красками, акварелью. Картины в стиле нуар не обязательно черно-белые, иногда возможно небольшое вкрапление красного цвета. Изображенные образы полны очарования и тайны, они часто окружены дымом и неоновым светом рекламных вывесок.
Женские образы загадочны и ярки, мужские опасны и брутальны. Одежда простого покроя, но стильная и небрежно накинутая. Окружающая обстановка мрачная и пугающая. Все перечисленное – неизменные атрибуты стиля нуар.



