Несмотря на то, что примитивизм относят к авангардным течениям, это достаточно старый стиль. Первые художники – примитивисты появились ещё в девятнадцатом веке. Многие говорят, что художники авангарда не умели рисовать. И, хотя в отношении большинства мастеров этого направления такое обвинение несправедливо, многие примитивисты действительно были самоучками. Однако за их талант критики простили им отсутствие профессиональной школы.
Особенности примитивизма
Стоит сразу заметить, что среди художников – примитивистов были как мэтры живописи, которые «разучились» рисовать намеренно, пройдя перед этим крепкую школу, так и народные умельцы, которые попросту не знали правил живописи. Именно пренебрежение этими правилами и отличает примитивизм.
Во – первых, на картинах примитивистов часто нет организованного источника света, даже если на картине нарисовано солнце или лампа. Все предметы покрыты одинаковым ровным светом. Во – вторых, на картинах примитивистов цвет не тускнеет при отдалении, а предметы переднего и заднего плана имеют одинаковый размер. Линии на их полотнах не сходятся в линейную перспективу. И, конечно же, примитивисты не учитывают анатомию при создании своих картин.
Основные представители примитивизма
Таможенник. Так называли этого самоучку, чьи картины привлекали внимание посетителей Парижского Салона Независимых. Он действительно работал в таможне. Его дебют в искусстве был скандальным. Даже импрессионисты считали, что своим наивным творчеством он бросает тень на искусство художников Салона. Публика поначалу смеялась над ним, говоря «попробуйте найти перспективу на картинах Руссо». Тем не менее, его картины и сейчас завораживают небанальными экзотическими сюжетами. Руссо писал природу джунглей, хотя сам никогда не был во французских колониях. Для создания экзотической флоры Руссо использовал хитрый приём: он увеличивал растения в горшках, превращая их в тропические кустарники и деревья. История жизни «таможенника» была весьма трагична. Художник был болен психической болезнью, из – за которой всю жизнь воспринимал окружающий мир по – детски. Известно, что однажды, нарисовав тигра, Руссо испугался собственной картины и выбежал из комнаты. Кроме фантазий на тропическую тему художник также создал афишу, приглашавшую посетителей на выставки Салона Независимых.
Хлебинская школа: гении народного наива
В 1930 – х годах в Югославии многие деятели культуры призывали к созданию подлинно югославского искусства, независимого от заграничных веяний. Группа народных художников откликнулась на этот призыв. Они сформировали собственную школу в хорватском Хлебине. Шло время. После войны к власти в Югославии пришли коммунисты, и казалось, что наив должен был исчезнуть, как исчезли авангардные художественные группировки в СССР в тридцатые годы. Но уж очень глубоко народным было искусство Хлебинской школы, и уже во второй половине века школа набирала всё новые и новые поколения учеников. Одним из самых известных и выдающихся мастеров был художник Иван Генералич.
Несмотря на наивный характер творчества, рисунки Хлебинской школы отличаются высоким уровнем мастерства и художественной техники. Основатели школы возродили на новой основе живопись на стекле – уникальную технологию, существовавшую в Европе во времена классики. Сюжеты картин художников школы по — настоящему наивны. В них и красота крестьянского труда, и богатая природа, животные и густые леса, но попадаются и фантастические мечтательные сюжеты, например, образ мифического единорога. Наивная школа Хорватии, казалось бы, пережила все возможные трудности, но окончательно её уничтожил распад Югославии и связанная с ним гражданская война.
«Жил был художник один». Нико Пиросмани
Нико Пиросмани сегодня является национальным художником Грузии. Его картины выставляют в галерее в Тбилиси. Картины в галерее регулярно меняют, выбирая всё новые шедевры из его немаленького художественного наследия. Без преувеличений можно сказать, что в картинах Пиросмани выражен настоящий дух его горной родины. А можно ли представить Грузию без вина и застолий? Именно застолье стало основной темой его творчества. Кроме того, единственным «художественным» заработком Пиросмани было оформление вывесок для кабаков, и многие полотна с пышными застольями предназначались именно для них. Сам Пиросмани также организовал торговлю молоком, но затем бросил её и вплотную занялся живописью.
Картины Пиросмани отличаются особыми рельефными мазками на чёрном фоне. Они чрезвычайно выразительны. Часто чёрным фоном служила клеёнка, на которую художник наносил светлые краски. Пожалуй, самая яркая и известная деталь жизни художника – его безответная любовь к актрисе Маргарите Де Севр. Да –да, «миллион алых роз» – это именно про него! Влюблённый художник по легенде наполнил несколько арб цветами и привёз их на улицу возле дома, где остановилась Маргарита. Этот подвиг во имя любви прославлял не только композитор Раймонд Паулс, но и писатель Паустовский. К сожалению, актриса не ответила чудаку взаимностью. А потом началась Первая Мировая война. В то время многие в России умирали от голода, но смерть Пиросмани вызвана довольно необычной причиной. Во время войны в Российской Империи был объявлен «сухой закон». Духаны, в которых продавали вино, закрылись. Пиросмани остался без средств к существованию и умер от холода, истощения и болезни в глухом подвале в Тифлисе.
Художники – примитивисты всегда обладали одной особенностью, которая отличала их от многих обычных людей. По – детски непосредственный взгляд на мир и их светлые мечты привлекают к ним зрителей и по сей день. Эту способность чувствовать непосредственно и чисто они пронесли через всю свою жизнь и не утратили её до самого конца.