Жизнь в гареме и ориентализм на картинах Фабио Фабби
История ориентализма
Первые художники-ориенталисты появились в Италии в начале XV века. Ученики венецианской школы с упоением слушали рассказы заморских торговцев о красотах и невиданных экзотических пейзажах Османской империи, а затем переносили свои представления на холст.
Позже, когда в мир живописи ворвались такие художники как Джентиле Беллини, Витторе Беллениано, Витторе Карпаччо, совершившие поездку в Стамбул, у других мастеров появилась возможность лицезреть написанные ими картины, которые стали источником вдохновения. Художникам больше не нужно было выдумывать сюжеты или опираться на рассказы купцов, которые много чего приукрашивали.
Сначала ориенталисты писали исключительно библейские сюжеты, портреты восточных правителей и монументальные пейзажные композиции. В начале XVIIl века всё резко изменилось. В Европе произошёл настоящий «Восточный бум». Аристократия просто помешалась на восточной тематике: устраивались тематические карнавалы и балы, богачи стали украшать комнаты в турецком стиле, а некоторые из них даже нанимали специалистов, чтобы построить что-то вроде лаконикума (бани).
Картины живописцев приобрели более интимный характер. На них появились образы обнажённых восточных рабынь, популярной стала тематика невольничьих рынков и гаремов. Полотна писались с размахом и украшались разными деталями, присущими галантной эпохе рококо.
Художник Фабио Фабби
Эжен Делакруа, Жан Леон Жером, Лоуренс Альма-Тадема — все эти имена стали нарицательными для ориенталистского направления. А вот о живописце Фабио Фабби почему-то никто не вспоминает, хотя в XIX веке он был самым известным и успешным мастером-востоковедом. Его картины украшали дома влиятельных личностей и стоили баснословных денег.
Художник родился в 1861 году в Болонье. Живописи и скульптуре обучался во Флоренции. Получив образование отправился в Египет. Фабио Фабби не ошибся в выборе страны для изучения арабской культуры и быта, ведь она подарила ему много гениальных идей для творчества.
По возвращении на родину Фабби назначили профессором кафедры в Академии искусств. Когда о художнике и его таланте узнала королевская семья, то тотчас наняла мастера для украшения одного из залов во дворце в восточном стиле.
Сюжетная линия и колорит
В живописи Фабио Фабби раскрыты жанрово-исторические темы с изображением затворнической жизни невольниц в гареме городским, бытом, известным турецким рынкам. Созданные им образы наполнены лиризмом. Некоторые из них имеют некоторые готические черты, в которых чувствуется влияние классической персидской миниатюры.
Интерес живописца к арабским и восточным странам, к окружающему человека предметному миру и эпизодам жизни исламского государства никогда не воспринимался зрителем как анахронизм. Каждый раз Фабби воспроизводил огромные полотна с персонажами, на фонах, изображённых с неукоснительным соблюдением перспективы. До конца дней мастер был предан своей, навсегда выбранной манере рисования.