Вакханки (менады) и Вакханалии
Первые женщины, принимавшие участие в мистериях бога Диониса (Вакха) назывались вакханки, или менады. В переводе с древнегреческого языка последнее слово значит «неистовые, одержимые»; этот же корень — в древнегреческом слове мания. Вакханки-менады были нимфы, воспитавшие молодого Диониса. Вакханки-менады фигурировали на всех памятниках искусства, изображавших праздники в честь Вакха — так называемые Вакханалии.
Античное искусство не делало никакого различия между вакханками и менадами, но древнегреческий драматург Еврипид указывает на то, что по мифологии существовала разница. Вакханки — греческие женщины, удалившиеся на гору Киферон, а менады — азиатские женщины. Менады пришли из Азии в Грецию вместе с богом Дионисом после его похода на Индию.
Как вакханки, так и менады являются обычными спутницами Вакха; ни один праздник, ни одно шествие не обходится без них. Вакханки-менады были почти безумные, исступленные женщины, предававшиеся под влиянием опьянения самым низменным страстям и доходившие впоследствии до всевозможных неистовств, например, до раздирания на куски живых козлят и телят и до пожирания их сырого окровавленного мяса.
В дикой пляске, оглушая и возбуждая себя громкой музыкой тамбуринов, флейт и кимвалов, носились вакханки-менады до тех пор, пока в полном изнеможении не падали на траву и засыпали.
Знаменитый древнегреческий скульптор Скопас, живший в 450 году до Р.X., изваял тип такой неистовой вакханки, послуживший потом прототипом для других статуй. Скопас изобразил свою вакханку в состоянии полного опьянения. Вакханка Скопаса несет дикую козу, которую только что зарезала, и ее распущенные волосы как бы развеваются по воле ветра. О статуе вакханки Скопаса сохранилось много восторженных отзывов античных писателей.
Полубоги фавны — римского происхождения, и само это слово — латинское. Полубог Фавн является в произведениях римских писателей цивилизатором, смягчающим нравы кочевников посредством музыки. Фавн — изобретатель пастушьей дудки, потому что и Фавн, как и все примитивные боги древней Италии, был покровителем пастухов.
Современные художники часто и охотно изображали блестящую свиту Вакха. Особенно удачно пользовался этим сюжетом Пуссен в своих мифологических композициях, которые можно встретить почти во всех музеях.
Художнику удалось прекрасно передать характер этих вакхических праздников.
Живописец Фрагонар и скульптор Клодион также любили изображать веселых сатиров, нимф и фавнов, внося в свои произведения элегантные формы и живость движения, характеризирующие французское искусство XVIII века.
Подобные мифологические сюжеты не могли не вдохновлять Рубенса, который мог в картинах на эту тему выказать весь свой мастерской колорит и свое уменье передавать движения, так что во многих музеях можно видеть обширные композиции этого художника, изображающие вакханок, пляшущих сатиров, нимф, захваченных врасплох сатирами, и прочее.