Всегда существовала тенденция связывать саму идею средневековой живописи с сакральным и религиозным образом как в христианском мире Запада, так и на Востоке. Хотя изобразительное искусство, также предназначенное для светской среды, всегда оставалось «живым». Бесспорно, самые обширные и значительные художественные произведения фигуративного искусства этого периода находятся в местах поклонения: храмах, церквях и т.д.
Христианское искусство между поздней античностью и первой половиной Средневековья находилось под сильным влиянием тем и моделей, разработанных в предшествующие периоды. Однако именно с Византией определилась средневековая живопись в её полной зрелости: византийское искусство (330-1453) есть лишь один аспект средневекового мастерства, но верно и то, что оно, может быть определено как носитель его оси.
После иконоборческого раскола, последовавшего за вторым Никейским собором в 787 году, формам и стилям, систематизированным и канонизированным в Византии, суждено было распространиться по всему христианскому миру, хотя, очевидно, с многочисленными локальными вариациями, в частности, дифференцированными между Востоком и Западом.
XIV век художественно связан с эволюцией важных политических, культурных и социальных факторов и отмечен решающим присутствием некоторых художников, которые в первые десятилетия ве́ка придали форму в своих работах новой концепции пространства и репрезентации мира. Эти принципиальные моменты проявляются в тенденции к «живописным рассказам», ставшими впоследствии своего рода «иллюстрированной летописью», рассказавшей о значимых событиях и людях того времени.