Бертольда Вольца часто называют автором одной картины. В одних каталогах картина носит название «Назойливый попутчик», в других — «Надоедливый джентльмен». Возможно, так оно и есть. Однако стоит помнить, что картина, перенесшая славу художнику, совсем недавно была продана на аукционе за 1,7 миллиона долларов.
О Бертольде Вольце известно не так уж много. Он родился в 1829 году. Детство и юность художника прошло в Хафельберге, немецком ганзейском городке, расположенном в земле Саксония-Анхальт. Обнаружив у юноши талант к живописи, родители отправили его в Берлинскую художественную академию, постигать азы мастерства. Ответственное отношение к учебе позволило молодому художнику стать обладателем главной академической премии и получить именную стипендию.
Щедрое денежное довольствие позволило Вольцу отправиться в Рим и Париж — главные художественные столицы Европы, где он смог продолжить свое образование. По возвращению на родину, Бертольд Вольц решил осесть в Веймаре, где спустя некоторое время устроился преподавать в Саксонскую великокняжескую художественную школу. На протяжении своей творческой жизни художник неоднократно посещал Дрезден, где выступал с лекциями по портретной живописи.
В центре сюжета самой известной картины Бертольда Вольца — два весьма интересных персонажа. Один из них — господин средних лет, который, должно быть, принял «на грудь» в привокзальной забегаловке. Модная шляпа и легкомысленный галстук-«бабочка» говорят о том, он не испытывает никаких жизненных затруднений. По виду, мужчина пребывает в приподнятом настроении и не прочь приударить за случайной попутчицей. Второй персонаж сюжета картины — молодая женщина в черных траурных одеждах. На ее лице скорбь.
Скорее всего она пережила утрату кого-то из близких. Может быть она — молодая вдова, которая совсем недавно похоронила горячо любимого мужа. В глазах женщины читается негодование и отчаяние: никто не встанет на защиту и не отвадит назойливого попутчика. Этикет того времени не позволял девушке благородных кровей путешествовать без сопровождения. Это могло вызвать пересуды и подставить под сомнение репутацию. Общество было беспощадно к женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, предавая их презрению и всеобщему порицанию.
Художнику мастерски удалось передать атмосферу конфликта двух миров: мужчины и женщины, высокой нравственности и аморальности, скорби и фривольности. Сюжет, построенный на контрасте двух образов делает эту картину живой и динамичной.
Другие, менее известные, картины этого немецкого художника написаны в лучших традициях европейского реализма, сформированного под сильным влиянием голландской школы. Бытовые сюжеты, отображающие существование обычного человека, говорят о том, что художник с глубоким уважением относился к повседневности бытия.