Картины Ван Гога вызывают диаметрально противоположные реакции: от жёсткого неприятия до полного восторга. Но реакции, относящиеся к негативной стороне этого спектра, зачастую рождаются только у тех, кто имеет опыт лишь поверхностного соприкосновения с работами художника.
Живопись не может быть оценена мимолетным взглядом, потому что содержит в себе глубину, соизмеримую с понятиями “творец” и “творение”. Попытки осмыслить истинное значение этих слов приводят человека к осознанию глубочайшей взаимосвязи каждого элемента мироздания.
Это исследование включает в себя несколько областей:
1. Жизнь и опыт художника, эпоха и события, частью которых он являлся, личные качества и склад его ума, непосредственно сформировавшие работы, на которые необходимо взглянуть под другим углом.
2. Его жажда к истинам, которые он видел в высших сферах идей, и которые старался выразить в своих работах.
3. Мольбы человечества, порой беззвучные и неосознанные, своевременным ответом на которые и становились картины живописца.
Любой, кто берётся за это исследование, начинает понимать, что только собранные вместе, все эти факторы являют нам истинную суть каждой его картины. Её глубину и ценность.
В чём суть творчества? Оно цепляет человека, и если он готов к приключениям и познанию, то открывает ему такие сокровища, которых не найдёт ни один беглый взгляд. Потому что истина, хотя и обитает на поверхности, может быть замечена лишь тогда, когда человек решает идти вглубь.
Как отыскать ту самую космическую суть на полотнах Ван Гога? Начать узнавать его самого. Соприкоснуться с наследием, созданным сердцами и умами уже других людей другой эпохи, но катализатором которому стало творчество именно того страстного и талантливого человека, жившего чуть более ста лет назад.
Одной из невероятно вдохновляющих работ, кардинально меняющих взгляд на художника и его творчество, является повесть советского писателя Севера Гансовского под названием “Винсент Ван Гог”. Написанная в жанре научная фантастика, она, в добавок ко всему своему очарованию и душевности, открывает читателю и то, что такое творчество и как оно проявляет себя в хитросплетении событий и неотделимости друг от друга творца, творения и зрителя.
И благодаря опыту такого познания живописи Ван Гога, заходя как бы издалека, но погружаясь сразу в самый центр, исследователь сможет ощутить то непередаваемое чувство восторга и знания, когда затем своими глазами увидит подлинные образцы творчества великого художника. И находясь в заполненной людьми и разговорами комнате, стоя напротив картины, именно тогда он ощутит, что рядом нет никого, нет разговоров и шума, что он один на один с жизнью и эта жизнь захлёстывает его. Он увидит, как белеют вдалеке дома, как люди работают в поле, как на картине вдруг оживают облака и тёплый ветер колышет траву, почувствует этот ветер в своих волосах и тепло солнца, приятно согревающее его кожу.
Это больше не будет неживой холст с чуждым ему сюжетом. Это будет его жизнь, которую он сможет прочувствовать и оценить по достоинству, и эта его оценка окажется на положительной стороне того самого спектра.