Над созданием своей самой известной картины «Над городом» Марк Шагал работал почти четыре года. Многие любители искусства воспринимают это произведение как гимн любви мужчины и женщины, которая возносит их над обыденностью. На картине изображена пара, в образах которых легко угадывается сам художник и его любимая жена и муза Белла. За время работы над картиной любимая муза стала женой и матерью дочери Иды.
Картина иллюстрирует две любви художника: земную любовь к женщине и любовь к родному городу Витебску. Неземная любовь возносит влюбленных над повседневной жизнью, которая отражена на полотне в виде городского пейзажа и едва различимых юмористических акцентов в виде изображения козла и мужика, спустившего штаны на переднем плане картины. Здесь ярко проявляется контраст романтически-лирического настроения и искреннего, непосредственного юмора художника.
Полет над городом, изображенный Шагалом, это не только романтический образ любви, но и метафора течения времени, раздумий, мечтаний, некоторого отрыва от реальной жизни.
Город, изображенный внизу, является полноправным героем картины. Витебск – символ жизни со своими проблемами, событиями, не всегда зависящими от человека. Это и воспоминания о детских годах, печалях и радостях, юношеских увлечениях и зрелых размышлениях. На этом фоне ярче проявляются эмоции, и приходит понимание, что главное в этой жизни совсем не вещи, а нечто гораздо большее.
Влюбленная пара, летящая над городом, не производит впечатления двоих, они слиты в единое целое, иллюстрируя легенду о двух половинках, которые, наконец, нашли друг друга. Не случайно художник изобразил по одной руке у каждого, а ноги их практически слились и невозможно определить их принадлежность. Это передает невероятное единение душ влюбленных на всех возможных уровнях бытия.
Взгляд Беллы направлен прямо на зрителя, но не прямолинеен, а несколько отстранен и загадочен, что придает сходство с улыбкой известной Джоконды, будто знающей что-то, что неподвластно другим. Лицо мужчины повернуто в сторону, зритель каким-то шестым чувством понимает, что художник прощается с любимым городом. И действительно, Марк Шагал долгие годы провел на чужбине, его второй родиной стала Франция.
Несмотря на то, что Марк Шагал слыл однолюбом, женился он за свою жизнь не один раз. Однако почти все женские образы на его картинах написаны с одной женщины, ставшей любовью всей его жизни – Беллы Розенфельд. Молодая девушка покорила художника с первого взгляда и ответила взаимностью. Однако брак дочери одного из богатейших ювелиров и бедного юноши, отец которого зарабатывал себе на жизнь грузчиком ящиков с вонючей рыбой, был чистым мезальянсом. Тем не менее эта любовь позволила молодым людям преодолеть условности общества, помогала и окрыляла их. Эта мысль и нашла отражение в картине.
Картина является одной из самых известных и загадочных полотен великого мастера. В настоящий момент она хранится в Третьяковской галерее.