Home Живопись Развитие русского искусства 17–18 вв.
Живопись

Развитие русского искусства 17–18 вв.

Для всех любителей истории чрезвычайно интересен спор о том, были ли петровские реформы результатом длительного естественного развития России, или как часто говорят, Пётр «вставил России новое искусственное сердце». 

В культуре явления, предшествующие Петровским преобразованиям, начались за век до рождения нового царя.

В живописи Русь, а затем и Россия, как и все православные страны, была преемницей (зачастую подражательницей) Византии. И здесь нужно заметить следующее. 

В отличие от Западной Европы, где средневековое искусство появилось, по сути, уже в племенах варваров, живших в европейских владениях Рима, и где плохую анатомию и упрощённый пейзаж часто связывают с «забвением римского наследия», в Византии наследие античности никогда и не забывалось. 

И, более того, византийское искусство куда ценнее современного ему европейского Средневековья, которое мастера Возрождения и культурой – то не считали. Отказ от проработки фона и анатомии в Византии – явление осмысленное и добровольное. 

20111115 3 neizvestny
Развитие русского искусства 17–18 вв

Дело в том, что, согласно церковным догматам, необходимо было отказаться от всего телесного, а как следствие – упрощение, уплощение и декоративизм в изображении тела на византийских иконах, а фон был и не нужен, ведь художник изображал не повседневную жизнь, а небо, и персонажами часто были существа бестелесные. 

Это на время прервало античную традицию воспевания тела. В России традиция отказа от реалистического искусства были настолько сильны, что оно презрительно называлось «фряжской живописью» и запрещалось. За подобные картины можно было даже попасть в Сибирь. Тем не менее со времён Ивана Грозного иконопись меняется, появляются портреты светских деятелей в стиле икон, и в первую очередь, портрет самого царя, ныне хранящийся в Соборе Василия Блаженного в Москве. 

Портреты называли «парсунами». Известна даже парсуна Ермака, а также менее совершенная парсуна Скопина – Шуйского (деятеля Первого ополчения времён Смуты). А вот парсуна царя Алексея Михайловича куда более правдоподобна. Конечно же, по своему художественному качеству парсуны сильно уступают, например, ван Дейку, но это было уже что-то. 

Однако, когда Пётр пришёл к власти и разрешил светское искусство окончательно, он привёз и мастеров из Европы, которые учили новое поколение художников. В восемнадцатом веке живопись, как и архитектура, проходит весь путь европейского искусства от Возрождения до рококо за один век. Появляются первые русские громкие имена — Вишняков, Левицкий, Рокотов. 

Своя традиция должна была сформироваться позднее. Русская культура в те времена (от Петра до Екатерины Второй) была вообще совершенно непривычна для современного зрителя и читателя, привыкшего к Перову и Некрасову. Власть и дворянство художники и писатели того времени любили, создавали парадные портреты царей и цариц, а поэты слагали оды, считая властителей великими благодетелями. 

У Аргунова впервые появляется робкий портрет крестьянки, и только Венецианов решается впервые изображать жизнь простых людей.

В литературе во времена Алексея Михайловича уже происходили изменения, но не столь кардинальные. Появляется сознательный художественный вымысел. Надо понимать, что былины по определению вымыслом, и тем более фантастикой, не считаются, так как люди действительно в них верили, не выдумывая ничего специально, но в «Шемякином суде» уже есть элемент настоящего творческого вымысла. 

Появляются сочинения образованных людей, пытающихся изменить нравы своего времени (Ордин – Нащокин). Творит первый русский профессиональный поэт Симеон Полоцкий. Но всё же, настоящая русская литература началась во времена Петра с творчества Ломоносова. Подобно западным учёным восемнадцатого века он воспевал науку, сохраняя самую искреннюю веру в Бога. Он удивлялся малоизученным явлениям (горящей поверхности солнца, северному сиянию), и прославлял Бога за это. 

При этом язык его произведений, в согласии с веяниями времени возвышен, и для современного читателя совершенно непонятен. Гомер ведь тоже писал «Одиссею» возвышенным для своего языка стихом. Следуя этой традиции, оды и поэмы писали по-старославянски, имитируя высокий греческий слог, а басни – сниженным и простым языком (как у Крылова). 

Первое русское эпическое произведение «Россияда» было написано поэтом Херасковым для поддержания авторитета новой, европеизированной России. В те времена считали, что эпическая поэма должна быть у каждой нации, претендующей на образованность и культурность. Но всё же, все произведения Хераскова, Кантемира и прочих сегодня благополучно забыты, так как читать их просто невозможно. Державин в конце века расшатывает канон, Грибоедов – разносит в пух и прах.

mus concerto
Развитие русского искусства 17–18 вв

XVII век – время самого яркого расцвета настоящей русской национальной самобытной архитектуры. Появляется множество светских зданий (терема, хоромы). Даже церквям всё чаще придают черты славянского традиционного веселья и многоцветья, нарушая тем самым прежние каноны (Собор Василия Блаженного). К концу семнадцатого – началу восемнадцатого века в России появляются классические ордера, украшавшие традиционные красные стены русских дворцов и церквей. С началом петровских преобразований классические черты архитектуры окончательно вытесняют узорочье.

Интерес к русской народной культуре возродится лишь в девятнадцатом веке, когда русская архитектура и костюм будут в обиходе лишь у крестьян. К тому времени уже будут открыты национальные пути в русской живописи, будет создано понятие о красоте русского пейзажа и русский литературный язык. 

Русское искусство сориентировалось в новых условиях, и приобрело то лицо, которое мы знаем сегодня. И уже мало кто помнит о тех первых шагах новой культуры, которая только ждала признания и открывала для себя всё в первый раз.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Категории

87ac5176ed79a58b37166f760b20c4d2
Биографии78
HE6W7P
Живопись419
53d6a23a91e63bff17a1f3395ecc69e1
Интересное204
book light wood old reading collection furniture old book education art study library books university culture school pact back to school i am a student 481591
История164
2cee3881de1d7b6c293269764416bb90
Приметы и поверья25
idolopoklonstvo
Разное135

Похожие посты

Обнажённая натура в искусстве

Эволюция истории художественной наготы параллельна истории искусства в целом, за должным исключением...

Мода на групповые портреты в XVII веке

Фламандские художники XVII века распространили моду на групповые портреты: представители новой купеческой...

Русская живопись в 19 веке

Искусство живописи в 19 веке отличалось от предшествующих стилей своей демократизацией и...

Художник Густав Климт

Существует своеобразное искусство поцелуя мужчины и женщины. Художники изображают его, чаще всего,...

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля