Как строили Беломоро-Балтийский канал
В 1931 году Иосиф Сталин выдвинул инициативу о строительстве между Онежским озером и Белым морем судоходного канала. Несмотря на то, что постройка его обещала быть грандиозной как по финансовым затратам, так и по привлечённой силе, инициатива была поддержана и реализация проекта началась. На постройке канала так или иначе было задействовано порядка 280 тысяч человек.
Советский рекорд и эксплуатация
Поскольку ни о каких технических оснащённостей рабочих речи не шло, то основными инструментами при прокладке канала были кувалды, топоры, кирки, тачки и прочие подобные примитивные приспособления. И даже какие-то особо серьёзные препятствия на пути рабочих, вроде огромных валунов, убирались не тракторами и какой-либо техникой, а с помощью простых механизмов — «журавлей».
Работу по прокладке канала возглавляло высшее начальство НКВД. Весь процесс в ту пору был засекречен, но уже потом стало ясно, что стройка велась в нечеловеческих условиях и стоила огромных людских жертв. Именно за счёт такой эксплуатации и удалось поставить своеобразный рекорд. В то время как 160-километровый Суэцкий канал строился 10 лет, 80-километровый Панамский — 28 лет, канал между Онегой и Белым морем протяжённостью в 228 километров был построен всего за 1 год и 9 месяцев.
И это при том, что рабочим пришлось прорубаться через скальные породы и работать примитивными орудиями труда. Когда некоторые с гордостью рассказывают о таком достижении Советского Союза, они почему-то забывают рассказать о том, сколько людей, хоть и заключённых, было загублено на этой ударной стройке.
Так или иначе, а 2 августа 1933 года проект, названный Беломорско-Балтийским каналом имени Сталина, был официально завершён. Открыт же он был спустя 3 дня — 5 августа. В 1961 году из названия объекта убрали имя Сталина, и он стал просто Беломорско-Балтийским.
Значимость канала
При всём том, что строился канал, как говорится, на костях, его значимость для страны переоценить просто невозможно. Мощнейший транспортный путь, оборудованный рядом разных по сложности гидротехнических сооружений (шлюзы, дамбы и т.д.), позволил создать надёжную связь между Балтикой и северными регионами страны. Это, в свою очередь, способствовало развитию и освоению тех краёв, добыче лесных, минеральных, рудных, рыбных и иных природных ресурсов в труднодоступных северных местностях.
Показал свою полезность Беломорско-Балтийский канал и в годы Великой Отечественной войны, так как по нему перевозили ряд стратегических грузов. Именно поэтому он нещадно атаковался немцами и был повреждён. Полностью восстановить и запустить канал смогли к 1946 году.
В дальнейшем на Беломорско-Балтийском канале провели несколько модернизаций и обновлений. Его значение еще более выросло в 1964 году, когда заработал другой, Волго-Балтийский канал (вернее, система каналов).
Таким образом, на территории СССР к середине семидесятых была создана целая сеть каналов, соединённых друг с другом, и Беломорско-Балтийский канал тоже стал частью этой разветвленной сети. И на сегодняшний день значение этого канала ничуть не упало — по нему всё также перевозятся важные грузы, кроме того, развиваются и туристические перевозки.