Типичная жанровая картина картина «Семейный раздел» Василия Максимова, проникнутая ностальгией и грустью была написана в 1876 году. Сцена показывает атмосферу пореформенной деревни, как два брата делят вещи, которые остались скорее всего, после ухода из жизни отца. При этом интересно то, что крестьяне, даже после отмены крепостного права не были наделены «гражданским» правом, а только «обычным», поэтому ни один из братьев владельцем двора являться не мог. А вот имущество, находящееся в избе, принадлежало им.
Если внутрисемейные конфликты и разборки затягивались, на помощь приходили неграмотные юристы волостного суда. В суть вопроса они особо не вникали и выносили решение, которое взбредёт в голову. Некоторые крестьяне просто кидали жребий при свидетелях. Жребий считали самым верным решением насущных вопросов. Свидетелей выбирали из уважаемых людей. После того как удавалось заключить мирное соглашение, устраивали праздник.
Главными фигурами, символизирующими корыстолюбие, алчность, с одной стороны, и кротость, и беззащитность с другой, являются образы жён. Старшую жену, Максимов написал в образе вздорном, хмуром. Своим видом она показывает, что не намерена идти на уступки. Даже муж спрятался за её спиной.
В облике младшей невестки художник собрал все поэтические традиции женских типов того времени, которые были популярны у классиков литературы и живописи.
На полу разбросаны предметы, которые в то время имели большу́ю ценность — выделанная шкура, посуда, рулоны с тканями и даже парадный конский убор. Но, судя по всему, свара началась из-за отбелённого холста.
Братья оказались очень предусмотрительными и надели на себя лучшую одежду, чтобы она не оказалась в числе разделяемого имущества — сапоги, рубахи из окрашенных тканей, которые надевали в основном для поездок в город или на праздник.
В углу можно увидеть нескольких наблюдателей спора — это как раз приглашённые свидетели, о которых упоминалось выше.
Сегодня ситуация не изменилась, и в некоторых семьях при делении наследства разворачиваются целые баталии. Художник Василий Максимов лично наблюдал подобные ситуации, когда в России начался массовый делёж сельских общин, поэтому картина получилась очень реалистичной.