До 1911 года «Мона Лиза» была высоко оценена, но не знаменита. Её редко экспонировали, и ей уделялось мало внимания. Всё изменилось лишь тогда, когда из Лувра неожиданно исчезла совершенно неохраняемая картина.
Весть о краже картины Леонардо да Винчи распространилась в среду, 23 августа 1911 года. Парижская ежедневная газета «Le Matin» поместила на первой полосе текст под многозначительным заголовком: «Невообразимо! Джоконда исчезла из Лувра!»
В статье подробно были описаны обстоятельства преступления. Среди прочего приводился рассказ живописца Луи Беруда, который в первый же день заметил отсутствие шедевра.
Дело быстро привлекло внимание общественности. Но не хватало хороших репродукций «Моны Лизы». А газеты писали о краже важной, но неизвестной картины, не раскрывая её названия, и эта тайна усиливала интерес.
Рейнджер знал, но не сказал
Парижская полиция была немедленно уведомлена и отправила на место происшествия целых шестьдесят следователей! Лувр был закрыт для публики в течение всей недели. Всё это время полицейские настойчиво искали следы, которые могли указать на виновного в столь дерзком ограблении.
В конце концов, была найдена рама, в которую была оформлена «Мона Лиза», и было установлено, в какое время она была украдена.
Один из охранников показал, что в понедельник, 21 августа, около восьми часов утра он сделал небольшой перекур. Когда он вернулся, полотна уже не было в Салоне Карре. Однако мужчина не стал бить тревогу, потому что он думал, что её взял кто-то из сотрудников музея.
Журналисты недоумевали, как это возможно, что никто не видел вора, несущего драгоценную картину. Тема, изначально интересующая французов, была также на первых полосах иностранных газет.
Разумеется, тут же возникли всевозможные теории заговора. Правда, однако, была прозаична.
Расследование показало, что «всё больше произведений искусства исчезало из Лувра, и красть их было очень легко»! В музее практически не было охраны, а к его инвентарю относились пренебрежительно. Это точно не облегчило работу правоохранителей.
Первый подозреваемый
Только через две недели, 7 сентября 1911 года, было произведено первое задержание. Полиция Парижа арестовала поэта Гийома Аполлинера.
Его обвинили в соучастии в краже финикийских масок и статуэток. Ему не повезло, потому что он был другом — а какое-то время и помощником — Жери Пьере, который на самом деле регулярно вывозил экспонаты, собранные в Лувре. Теперь этот бельгийский скандалист «прислал одного из них в редакцию ежедневной газеты «Париж-журнал», и требуя выкуп за возвращение картины».
Вскоре выяснилось, что Пьер был просто обманщиком и не имел никакого отношения к краже века. Через несколько дней из-под стражи был освобождён и Аполлинер.
В качестве курьёза стоит добавить, что в связи с исчезновением картины Леонардо да Винчи был допрошен даже Пабло Пикассо. Разумеется, испанский живописец утверждал, что не знает ничего.
Тем временем местонахождение «Моны Лизы» оставалось неизвестным. Прошли первые недели, потом месяцы, и никто не мог сказать, что случилось с картиной.
Прорыв произошёл только осенью 1913 года. Именно тогда известному итальянскому арт-дилеру Альфреду Гери написал человек, утверждающий, что владеет украденной картиной и хочет её продать.
Торговец подумал, что имеет дело с мошенником, желающим продать ему копию, поэтому связался с директором флорентийского музея Уффици Джованни Поджини.
Пока она не вернулась во Францию
Вместе мужчины пришли к выводу, что предложение следует принять, но категорически требовать проверки работы. В результате 10 декабря 1913 года в галерее Гори появился человек по имени Леонардо Винченцо.
Он сообщил потенциальному покупателю, что «Мона Лиза» находится у него в номере отеля и что он готов отдать её за полмиллиона лир. Кстати, он заявил, что украл картину, чтобы вернуть в Италию. Он поставил условие, что картину больше никогда нельзя будет найти во Франции.
Гори, увидев шанс вернуть бесценное произведение искусства, согласился на все условия. После тщательной проверки оказалось, что это не подделка. Найдена самая разыскиваемая картина мира.
Тривиальное преступление и символический приговор
Джерри и Поджини немедленно уведомили итальянскую полицию о своей находке, и они арестовали Леонардо Винченцо. Имя вора было на самом деле немного другим — Винченцо Перуджа. По профессии он был стекольщиком, работал с 1908 года в Лувре.
В ходе следствия узнали, что кражу он не планировал. Как только он увидел, что картину никто не охраняет, он просто снял её со стены и на лестничной площадке вынул картину из рамы.
Затем он два года хранил полотно парижской квартире в чемодане с двойным дном.
«Мона Лиза» вернулась в Лувр 30 декабря 1913 года и с тех пор тщательно охраняется. К самому Винченцо Перудже суд отнёсся очень снисходительно. Его приговорили всего к одному году и пятнадцати дням тюремного заключения. Он отбыл только часть этого срока, так как только что началась Первая мировая война, в которой он принимал участие.
Возможно, он в любом случае заслужил снисхождение. Если бы не его дерзкое преступление, «Мона Лиза» никогда не достигла бы статуса самой известной картины в мире.