Лаковая миниатюра Светланы Беловодовой
Немного истории лаковой миниатюры
Не секрет, что художественные лаки как вид искусства пришли с Дальнего Востока. В Европе миниатюра стала популярной только в начале XVI в. Купцы, путешествующие по восточным странам, привозили шкатулки, табакерки, броши невиданной красоты, которые раскупались искушёнными европейцами в два счёта. В Россию расписные изделия покрытые лаком, стали завозить только в конце XVII — начале XVIII в. Со временем работы русских мастеров станут визитной карточкой и фольклором России.
Первый учебный центр по работе с лаком был открыт в Санкт-Петербурге. На берегу Фонтанки были организованы мастерские и склады, где трудились художники. Самых способных, по приказу императора Петра I отправляли за границу, где мастера совершенствовали навыки.
Развернуть масштабное производство лаков удалось только в конце XVIII в. купцу Коробову. Согласно сохранившимся сведениям на его фабрике в Данилково (ныне Федоскино) было изготовлено, а затем продано, более 13400 табакерок. В наши дни огромной коллекцией изделий старых мастеров может похвастаться Эрмитаж. До 1995 года лаки демонстрировали только на тематических выставках. Сейчас на них может взглянуть любой желающий.
Миниатюра на камне Светланы Беловодовой
Прикладному искусству Светлана обучалась в Федоскинском институте лаковой живописи, который с отличием закончила в 1996 году. Сначала художница, как и все занималась росписью по дереву, но затем решила попробовать технику на камне.
Она начала расписывать небольшие кулоны, и относилась к занятию как к хобби. Украшения дарила родственникам и друзьям. Спрос на кулоны рос ежедневно, и у Беловодовой появились постоянные заказчики. В 2015 году Светлана открыла свою школу, в которой обучает желающих мастерству.
Беловодова в работах сочетает искусство живописи и бисероплетение. Панно украшает разноцветными камнями. Изображает художница сказочных персонажей, берегинь, животных. Популярностью пользуется серия работ «Стихии» с девушками, олицетворяющими огонь, воду, землю и воздух.
Лирическая красота образов, правильная пропорция изображённых фигур, изящество форм и линий, сочность растительных орнаментов — всё это составляет единый ансамбль нового искусства и старой школы.
Герои росписи Светланы — это пример чисто русской темы. На зелёных, серых, красных фонах выделяются фигуры из сказаний забытых эпох. Мощная светотеневая моделировка придаёт изображениям выразительность, подчёркивая индивидуальный характер персонажей. В сказочных мотивах как новых, так и старых мастеров, сложно найти что-то подобное.