Вполне естественно, что в искусстве заложена идея красоты, которая привлекала бы восторженные взгляды. Первые ужасы как моральные, так и физические, художники стали изображать ещё в Древней Греции.
Сначала это были невиданные, страшные существа, охраняющие царство Аида, а уже затем появились языческие чудовища, картины с изображением мученичества Христа и отшельничества святых. В начале XVI века, в мире искусства тема смерти и её триумфа над живым получила самое широкое распространение за всю историю.
Картины современника Василия Шульженко являются настоящим откровением для россиян. Суровый реализм попросту непонятен современникам и приверженцам «высокого искусства». Критики ставят под вопрос правдивость изображённых Шульженко сцен, тем самым вызывая множество нападок на мастера со стороны ценителей прекрасного.
Художника называют русским Босхом и «русофобом», который при помощи живописи открыто выражает тягу к характерной уродливой и социальной сатире. Творчество мастера не раз подвергалось жёсткой критике, причём не только в России, но и в Европе. Большинство иностранцев считают неверно, со стороны художника, изображать русских в образе дикарей, которые только и достойны, что жалости.
Шульженко родился в Москве в 1949 году. Обучался в Московском полиграфическом институте. С 1978 года входит в состав живописной секции МСХ (Московского Союза Художников). Картины Василия выставлены в зале Третьяковской галереи, и некоторых музеях Европы.
Василий работает в стиле фигуративной живописи. На картинах остро схвачены индивидуальности представителей антисоциального общества. Самобытные фигуры, туповатые, неуклюжие жесты, простодушные и решительные лица, выдвигаются на передний план, и вырастают в масштабах по отношению к пространству.
Произведения заставляют зрителя погрузиться в мрачные раздумья. В них просматривается страстный интерес персонажей к горячительным напиткам, психологические конфликты, возникающие на почве опьянения. Здесь в образах людей напрочь отсутствуют глубокая душевная мечтательность, так как они охвачены суровыми реалиями и драматизмом происходящего.
Василий Шульженко пишет полутёмные, убогие улицы и квартиры, где собираются беднота и бродяги. Персонажи устраивают попойки, бесшабашные гулянья, которые чаще всего перерастают в конфликт, отражающийся на их лицах в форме гротескной гримасы. Они озлобленные, одинокие, задавленные нуждой, и безудержны в проявлении низменных страстей.
Произведения художника не очень богаты колористикой. Обычно мастер строит композицию из блёклых, коричнево-жёлтых и серых тонов, выступающих из такого же тёмного фона, похожего на болотную жижу. Стремительное действие на картинах происходит на переднем плане в полумрачных интерьерах и пейзажах. Шульженко не перебарщивает, стараясь не добавлять лишних предметов, а если и делает это, то они имеют прямое отношение к композиции.