Паула Регу: британская художница с португальским характером
Паула родилась 26 января 1935 года в Португалии, городе Лиссабон. Мать будущей художницы хорошо рисовала. Девочка была единственным ребёнком в семье. С четырёх лет Паула увлеклась рисованием. И это занятие стало призванием.
Отец Паулы, инженер – электрик британской фирмы Marconi, для продолжения своего обучения переехал в Великобританию с женой. А дочь осталась с бабушкой и дедушкой, прадедушкой-священником. Бабушка рассказывала внучке народные сказки, которые будущая художница полюбила на всю жизнь. Родители вернулись в Португалию, когда девочке было три года.
Во время обучения в школе с Паулой дополнительно занималась английская преподавательница, познакомившая будущую художницу с английской литературой. В десять лет перевелась в английскую школу Сент –Джулианс Португалии, где проучилась шесть лет с 1945 по 1951 год.
Португалия находилась под властью фашистского режима, и после военного переворота в 1929 году диктатором страны стал Антонио де Оливейра Салазар и почти 30 лет возглавлял страну.
Либеральная семья Регу не одобряла политический режим в Португалии, поэтому родители отправили шестнадцатилетнюю дочь в Школу изящных искусств Слэйд Великобритании, где Паула училась с 1952 по 1956 год.
В художественном колледже Паула старалась выполнять точные в масштабе рисунки.
В Слэйде Паула встретила однокурсника и художника Виктора Виллинга.
Виктор был женат на своей давней подруге Хейзел Уиттингтон с 1951 года, но он и Паула быстро влюбились. Паула вернулась в Португалию после окончания учёбы в 1956 году будучи беременной. Сначала Виктор вернулся к жене, однако через несколько месяцев Виллинг решил отправиться за Регу в Португалию. Они поженились в 1959 году, в семье появилось ещё двое детей.
В 1962 году отец Паулы купил дом для дочери в Лондоне, и с этого момента художница жила между Португалией и Великобританией. В то время в Лондоне Паула начала выставлять свои работы в составе Лондонской группы. В этот период была единственной женщиной-художницей, которая показывала картины вместе с такими, как Дэвид Хокни и Фрэнк Ауэрбах.
Лондонская группа была создана в 1913 году художниками как полностью демократичная и аполитичная и имела целью оказать практическую поддержку работающим художникам. В 1965 году Паула участвовала в шоу в Институте современного искусства в Лондоне. И в том же году провела первое персональное шоу в Лиссабоне. Эти две выставки утвердили Паулу в качестве политического и подрывного художника, а также продемонстрировали влияние сюрреализма, в частности, Хуана Миро, на её работы.
Паула творила политические коллажи, которые бросали вызов властям и властным структурам.
В «Пожарные Алихо» (1966) ощущается богатство цвета и яркой энергии, исходящей из картины, напоминает полотна Хуана Миро и индийские иллюстрации семнадцатого века эпической сказки о Рамаяне.
Картина написана в то время, когда Португалия ещё находилась под властью репрессивного режима Салазара. Этот коллаж рассматривается как политический вызов и переосмысление иерархии в обществе. На картине присутствует много форм, которые почти человеческие, но не совсем. Они искривлены и проходят различные стадии метаморфозы ассоциируются с ссорами, восстаниями и борьбой за доминирование. Преобразование различных форм в другие заставляется задаться вопросом о жёстких границах — что такое «я», а что «другое»? Кто имеет власть, а кто бессилен? Помимо демонстрации боли и страданий, художница стремится защитить и поднять воображаемые существа.
1966 год был трудным годом и для Регу, и для Виллинга. Оба их отца умерли, и Уиллингу поставили диагноз рассеянный склероз. Семейный бизнес рухнул в 1974 году, и семья вернулась в Великобританию, постоянно поселившись в Лондоне в 1976 году. В 1973 году Паула начала регулярно посещать психотерапевта, чтобы справиться с депрессией.
В течение 1980-ых многие картины художницы были эротичными. В 1987 году её творчество было представлено в галерее Эдварда Тота. На гастролирующей выставке 1988 года Паула выставила много масштабных картин, включая некоторые из её самых известных, таких как «Семья» (1988) и «Танец» (1988).
В картине «Дочь полицейского» (1987) молодая женщина сидит на стуле и полирует коричневый ботинок. Ботинок выглядит как часть униформы военной полиции диктатора Оливейра Салазара в Португалии. Во время режима руководитель страны сохранял контроль над жителями с помощью полиции, а также полицейских информаторов. Португальские граждане жили в страхе, что их друзья или соседи будут сообщать о них за инакомыслие и что привлечёт к аресту. Хотя эта молодая женщина может только полировать сапог, художница задаётся вопросом — считаем ли мы её в равной степени виновной в действиях отца?
Ощущение пустой белой комнаты и присутствия семейного кота также демонстрирует, как политическая власть охотно вторгается в дом. Лицо молодой женщины пассивно, и мы не чувствуем её волю, можем только отметить сам акт выполнения действий. Паула Регу демонстрирует как политический репрессивный режим может уничтожить в человеке личность.
На картине «Танец» (1988) изображены две танцующие пары, танцевальное трио и одна фигура намного большего размера в стороне. Пары кажутся в основном переплетёнными, особенно пара слева от центра, тесно танцующая вместе. Трио представляет изменение людей с течением времени: бабушка, мать и дочь грациозно движутся вместе в круговороте жизни. Художница показывает этим, как меняется поведение человека в зависимости от того, одиноки ли мы, в паре или мы часть группы. И как человек со временем приобретает опыт.
Картина написана после смерти мужа художницы – Виктора Виллинга, и он является моделью для одной из мужских фигур. Крепость, изображённая на картине, могла стать памятником скорби и траура, а сюжет — дань уважения и потеря любви.
Позже, в 1980-х годах, Паула начала работать с натурщицами. В частности, художница постоянно работала с Лилой Нуньес. Нунес вошла в жизнь Регу в качестве медсестры в 1985 году, чтобы помочь позаботиться о муже. После многих лет борьбы с его болезнью Виллинг умер в 1988 году.
Паула хорошо общалась с Лилой, которая стала другом, компаньоном и основной моделью.
В картине «Женщина-собака» (1994) моделью была Лила Нуньес, натурщица Паулы Регу. В «Собачьей женщине» женщина садится на четвереньки, наклоняется с открытым зубастым ртом. Лицо искажено, шея согнута, а глаза закатились. Художница представляет женщину в виде животного – собаки как символ свободы и независимости мышления.
«Танцующие страусы» (1995)
Одна из большой серии картин, которые Паула Регу нарисовала, изобразив мускулистых, коренастых женщин, растягивающих и готовящих свои тела для балетного представления. Как и в Женщине-Собаке Паула Регу изображает женское тело как способное и сильное.
На протяжении 90-х годов Паула продолжал много работать и рисовать. К этому моменту она сделала переход от краски к пастели.
В течение 2000-х отдала в печать серию картин. Одна известная серия, созданная в 2007 году, полностью посвящена давней борьбе художницы с депрессией.
В картине «Приди ко мне» (2001-2002) Паула размышляет над героиней романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» (1847). Раскрывает и размышляет о тревожном характере жизни Джейн Эйр, а также показывает, что сама Эйр является сильной личностью.
Художница представляет Джейн Эйр в ужасающей «красной комнате» как в сюжете романа, чтобы можно было почувствовать глубокий страх, который Джейн испытывала в тот момент. Это подчёркивается красным фоном, обеспечивающий контраст персонажа к её тёмному платью. Лицо Джейн искажено, и её руки хватаются за одежду. Паула Регу показывает взросление человека, превращение девочки в женщину и возражение между социальным положением и возможностями, ожиданиями человека.
На картине «Война» (2003) изображена женщина, которая держит раненого ребёнка, в то время как ещё двое детей на первом плане плачут и убегают. Все эти упомянутые фигуры носят кроличьи маски. Идентичность скрыта, даже стёрта, как печальный результат войны.
Сама Паула Регу сказала, что изображение- это ответ на фотографии, опубликованные в газетах в первые дни войны в Ираке.
Художница часто в искусстве использует истории из современного существования, личной памяти и коллективные мифы и сказки, продолжает бросать вызов деятельности политиков и изучению современных проблем, особенно тех, которые касаются женщин, такие как репродуктивные права и кризис беженцев.
Стиль Паулы сравнивают с комиксами, высмеиванющих человеческие пороки. Роберт Хьюз, искусствовед, называет Паулу Регу «лучшим художником женского опыта на сегодняшний день». Паула Регу продолжает жить в Хэмпстеде, Северный Лондон, и регулярно ездит в свою студию в Кентиш Таун. 26 января 2020 года знаменитой художнице исполнится 85 лет.