Рене Магритт — бельгийский художник сюрреалист. Родился в конце XIX века. В возрасте 14 лет потерял мать, которая покончила жизнь самоубийством. Возможно, это трагическое событие оказало влияние на его творчество, однако, никаких оснований это достоверно утверждать — нет. До 28 лет Рене работал рекламным художником на бумажной фабрике. В 1926 году он пишет свою первую сюрреалистичную картину “Потерянный жокей”, а год спустя устраивает выставку своих работ, которая не имела особенного успеха.
Известность пришла к художнику после окончания второй мировой войны, когда был окончательно сформирован его уникальный стиль.
Девизом к творчеству художника может служить сказанная им фраза: “Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла”.
Картины Магритта — это удивительные головоломки, часто жуткие и пугающие. Вероятно, каждый может найти в них свое собственное решение, свою разгадку, а какие-то точно останутся теоремой Ферма, которую не удавалось доказать более 300 лет.
Люди на многих его полотнах не имеют лица. Что это значит, когда нет лица? Вот например, картина “Влюбленные”: мужчина и женщина запечатлены в момент страстного поцелуя. Вот только на лицах у них мешки, словно у приговоренных к казни. Почему столь светлое чувство изображено в такой пугающей интерпретации? Возможно, потому что влюбленные — слепы и часто всепоглощающая страсть приводит их к эшафоту (не обязательно в прямом значении этого слова).
Красивая дама в кружевном наряде и шляпе с плюмажем из перьев, а вместо лица — букет фиалок. Возникает вполне логичная мысль, что очень часто все видимое является не тем, чем кажется. Не верь глазам своим — возможно за благоухающими фиалками скрывается лицо монстра.
Более понятен, на первый взгляд, сюжет портрета человека с головой свиньи. Но почему он изображен на фоне обелисков? Кто он?
Картина “Сын человеческий”, изображающая мужчину с яблоком вместо лица, говорит о греховности его носителя, если вспомнить, что сделала наша прародительница Ева в Эдемском саду.
Голая девушка на фоне ночного морского пейзажа. Казалось бы, ничего необычного, совсем не в стиле художника, однако работа имеет очень оригинальное название — “Вечернее платье”. Непостижимым образом художнику удалось запечатлеть то, чего нет.
Пролом в двери, через который видно дерево, дом, и нечто круглое на его плоской крыше. Можно долго гадать, какой смысл заложен в эти предметы, однако автор дает нам не двусмысленную подсказку, назвав картину “Любовная перспектива”. Это проекция будущей семейной жизни, если предположить, что шарообразный предмет — это символ яйца, то есть будущего потомства. Дом и дерево дополняют сюжет.
Своим творчеством художник словно отправляет зрителя в зазеркалье, чтобы он взглянул на хорошо знакомые ему, обыденные, казалось бы, вещи с совершенно иного угла, с изнаночной стороны. Только, возможно, это та самая реальность, которую нам следует видеть, чтобы не пребывать в счастливой уверенности, что мир прекрасен, потому что это далеко не так. И хорошо, когда ужасы реальности не прикрыты букетами фиалок, но, в большинстве случаев, именно прикрыты.