В настоящее время нет ничего удивительного в том, чтобы женщины получали образование. Однако, так было далеко не всегда. Например, в России первые учебные заведения для девушек появились только в 1764 год. В целом в Европе они появились еще раньше. Конечно, можно возразить, что об образовании женщин заботились и раньше. К примеру, Петр I издал указ о создании школ для девочек, а самые первые упоминания об образовании женщин вообще датируются XI веком. Однако, о настоящем женском образовании всерьез задумалась только Екатерина II. По ее указу было создано первое женское образовательное учреждение в России – Смольный институт или «Воспитательное общество благородных девиц». Дело Екатерины продолжилось и после окончания ее правления. Всего в XIX веке было открыто около 30 учебных заведений.
Институты благородных девиц представляли собой закрытые учреждения, где девушки обучались прежде всего ведению домашнего хозяйства, а также готовились к становлению женами и матерями. Образование юных барышень ограничивалось минимальной школьной программой, куда входило изучение иностранных языков (прежде всего французского, немецкого и иногда английского), изучение грамоты, истории и арифметики. Но больший упор делался все же на обучение манерам, пению и танцам. И все же, исторические заметки свидетельствуют, что такие институты были мало похожи на «мужские» учебные заведения, ведь отличалась не только программа обучения, но и условия, в которых находились обучающиеся.
К примеру, преподавателями в таких институтах могли стать только незамужние женщины или женатые мужчины преклонного возраста. Все это было лишь для того, чтобы ученицы не отвлекались от учебы и не увлекались молодыми преподавателями.
Тут же стоит рассказать о том, как обстояли в институтах дела любовные. Так как покидать стены учебного заведения самостоятельно было нельзя, а мужчин там не приветствовали, ученицы выражали чувства самыми разными способами. Увлечься девушки могли буквально кем угодно, кто стоял хоть чуть выше их в иерархии. Незамужние женщины, преподававшие в институтах, зачастую отличались ужасным характером и совсем не жаловали воспитанниц. Наказаниям подвергались все, кто хоть чем-то не угодил дамам.
Под запретом было буквально все. Наказать могли за слишком громкие разговоры, недостойное по меркам того времени поведение, сквернословие или даже за не вовремя выбившуюся из прически прядку волос. Сами наказания представляли собой публичное порицания в виде выговора. Так, за то же сквернословие или непристойные разговоры на девушку вешали большой картонный язык, с которым наказуемая должна была ходить от суток до нескольких недель, в зависимости от серьезности проступка. А за неопрятный внешний вид на платье ученицы могли повесить поношенный чулок, говоривший всем о том, что эта девушка – неряха.
Стоит еще упомянуть и тяжелые условия, в которых приходилось жить воспитанницам общества. Многие выпускницы института рассказывали о строгом распорядке, распространенном во всех подобных учреждениях. Ранним утром подъем, гигиенические процедуры в ледяной воде, ежедневные молитвы и сон в холодных спальнях.
ЛСловом, институты представляли собой далеко не то, как мы привыкли их представлять. Их задачей было далеко не обучение юных красавиц, а лишь подготовка их к светской жизни. И обучение в них было далеко не объектом желаний, а лишь суровым испытанием, которое проходили далеко не все. Но прежде, чем в женском образовании что-то изменится, пройдет еще немало лет.