Практически любой человек слышал и употреблял в речи расхожую фразу «картина Репина «Приплыли». Никому не нужно объяснять смысл фразы, поскольку сразу становится понятно, что речь идет о патовой ситуации. Однако мало, кто знает, что такой картины не существует. У Ильи Репина много картин, связанных с водой, но нет ни одной даже с похожим названием.
Тем не менее, существует картина, правда под другим названием, благодаря которой и появилась данная идиома. Это картина «Монахи. Не туда заехали», а автор ее мало известный русский художник, современник Ильи Репина, Лев Соловьев. Незаслуженно забытый художник родился в Воронеже, был замечательным педагогом и занимался изучением иконописи. Художник, ведущий свое происхождение из крестьян, не получил профессионального образования. Хотя был вольнослушателем при петербургской Академии художеств. Писал иллюстрации к произведениям Н. Некрасова. Кроме того, так же как и Илья Репин, много писал портретов простых людей. Однако, до настоящего времени сохранилось всего четыре картины этого художника. Одна из них, под названием «Сапожники», выставлена в Третьяковской галерее.
Что же с картиной «Монахи. Не туда заехали»? Картина изображает довольно комичную ситуацию, действительно характеризующую расхожее выражение «приплыли». Художник рассказывает забавную историю о том, как несколько монахов, плывя на лодке по реке, неожиданно попадают на берег, где купаются обнаженные женщины. Художник тщательно прорисовывает каждого персонажа: девушки и женщины разного возраста заняты своим делом: кто-то раздевается, кто-то моется, кто-то просто нежится в прохладной воде. Обычная живая бытовая сценка. И тут идиллию нарушает внезапно появившаяся из тумана лодка с монахами. В тумане они не могли понять, к какому берегу их несет течение.
Комичность и неожиданность ситуации подчеркивается выражением лиц персонажей. Вот уж, действительно, приплыли. Забавность ситуации подчеркивается тем, что монахи не спешат отвести взгляд от обнаженных баб, а, напротив, с интересом разглядывают их. На лице молодого монаха, который держит в руках весло, и, кажется, забыл что нужно грести, выражение неожиданности, растерянности и шока. А полный батюшка, сложив руки на груди, кажется, нисколько не смущен. Он лукаво улыбается сквозь окладистую бороду. Живости и обаяния сюжету придают образы двух мальчишек, которые озорно смотрят прямо на зрителя. Кажется, что они подловили и зрителя, разглядывающего женщин и вот-вот сами захохочут над этой ситуацией. Момент неожиданности изображен художником мастерски: так и хочется от души рассмеяться над создавшейся ситуацией.
С картиной понятно. Почему авторство приписывают именно Репину? Здесь тоже все объясняется довольно просто. Картина была написана художником в 70-х годах 19 века. На одной из выставок в художественном музее города Сумы картины Репина и Соловьева висели рядом. А поскольку манера письма и осмысления сюжета двумя художниками была схожа, зрители без тени сомнения приписали картину кисти известного Репина, да и название присвоили «Приплыли». А с их легкой руки это выражение и пошло в народ.