Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является венцом творения автора и «жемчужиной» в сокровищнице жанров и произведений русской литературной классики. Оно переведено на многие языки стран мира и является популярным романом за рубежом. Талант автора, интересный и необычный сюжет, замысел и идея позволили данному произведению встать в один ряд величайших литературных творений.
История создания
Путь создания «Мастера и Маргариты» был не простым и тернистым для Михаила Булгакова. Он включал в себя три этапа ее написания, каждый из которых преследовал свои трудности. К ним относятся:
1. первый этап связан с событиями весны 1930-х годов, когда спектакль по произведению Булгакова «Кабала святош» не состоялся, о чем пришло письменное удостоверение, после чего первые рукописи были сожжены в камине;
2. второй этап является ключевым в развитии истории романа и связан с тем, что автором были продуманы персонажи произведения и ключевые сюжетные линии, вошедшие в развитие событий;
3. последний, третий этап, ознаменован последними внесениями различных изменений, которых по инициативе автора, было огромное множество, диктовал он их своей жене, так как был не в силах уже самостоятельно писать.
Последние годы жизни автора, ознаменованные 1940-м годом, были тяжелыми для писателя. Несмотря на болезнь и практическую невозможность к произнесению речи, он продолжал делать попытки внесения корректировок в свой роман, диктуя их жене.
Сюжет
Сюжетные линии охватывают большое количество персонажей, каждый из которых имеет особую важность для повествования. В основе лежит история о Мастере и Маргарите, которая имеет большое количество ответвлений.
Роман начинается с того, что во время прогулки Берлиоза, председателя правителя объединения литераторов, и Ивана Бездомного, начинающего поэта, первый уходит из жизни под трамваем, поскользнувшись на разлитом подсолнечном масле. До этого случая мужчины вели беседу с прохожим, на самом деле являющимся Воландом, который предсказал наступление конца Берлиозу.
Воланд, поселяется вместе со своими подданными в одной из московских квартир. Во время своего пребывания среди человеческого мира, он устраивает множество различных событий, которые открывают перед ним истинную сущность души народа не с лучшей ее стороны. Для Ивана Бездомного встреча с Воландом становится причиной отправления его в психиатрическое учреждение.
Другая сюжетная линия развивается вокруг Мастера и Маргариты, и о непростой их судьбе. Мужчина пишет роман о Понтии Пилате, но его никакие литературные издания не хотят издавать. Он оказывается в глубоком творческом и личностном кризисе, сжигает копии и отправляется в психиатрическую лечебницу, где знакомится с Бездомным. Маргарита очень переживает за своего избранника и соглашается отправится на бал к Воланду, ради того, чтоб он вернул сожженные копии и дал ей возможность снова увидеть возлюбленного. Ее заветное желание исполняется, и Мастер и Маргарита наконец обретают покой.
Публикация романа
Наследием и «руководством» рукописей занималась жена писателя после его смерти. На корректировку и доработку романа у нее ушло несколько десятков лет, что позволило довести роман до надлежащего «качества».
Публикация романа была затянуто осложнениями, связанными с временем его опубликования и организационными моментами. Вся полноценная рукопись, которая соответствовала оригиналу, была выпущена в свет в 1967 году.