Живопись в Советском Союзе развивает на новой основе традиции реалистов-демократов и возрождает главенствующую роль социально-бытового, портретного, исторического жанров, сообщая новое содержание, новый характер всей их системе. Именно в развитии жанров, связанных с общественной жизнью советского народа, с его исторической деятельностью, в первую очередь, и складывалась живопись социалистического реализма (посвященные гражданской войне картины Грекова, «В. И. Ленин на трибуне» А. Герасимова, «Допрос коммунистов» Иогансона, «Оборона Петрограда» Дейнеки, «Хлеб» Яблонской, «Ходоки у В. И. Ленина» В. Серова).
В СССР сфера личного быта отличается от сферы общественной деятельности не принципиально, они не чужды друг другу, ибо в Советской стране существует самая тесная связь личности с обществом, с коллективом. Поэтому формирование нравственного строя личности – дело большого общественного значения.
Обществу не безразличны достоинства и пороки человека, проявляющиеся в его личной жизни. В связи с этим огромное развитие в советском искусстве получил образ человека.
Если среди разновидностей графики оговорить особое положение акварели, которая нередко прямо является живописью, то к графике должна быть отнесена достаточно широкая область изобразительного искусства, в которой цвет не имеет определяющего значения, а рисунок занимает по отношению к цвету более или менее ведущее положение: рисунок одноцветный и подцвеченный, все виды гравюры, плакат.
Графику можно подразделить на три группы:
- 1) станковый рисунок и гравюра,
- 2) все виды иллюстрации,
- 3) плакат.
Тесная связь со словом, с литературой в той или иной мере присуща всей графике, за исключением станковой, и составляет, пожалуй, одну из существенных ее черт в отличие от живописи.
Изображение действительности в отвлечении от цвета в известной мере ограничивает изобразительные возможности графики по сравнению с живописью. Вместе с тем лаконичность изобразительных средств графики дает ей возможность создания особо четкого, броского, мгновенно воспринимаемого изображения главных, характерных черт действительности. Существенным преимуществом графики, используемым в гравюре, плакате, служит возможность ее художественно полноценного массового репродуцирования.
Плакат, например, в броских, быстро и легко воспринимаемых образах пропагандирует актуальные, важные общественные идеи. Это свойство вместе с быстротой создания произведений и их общественным распространением делает плакат и вообще графику одним из самых политически острых, оперативных видов искусства, непосредственно участвующих в общественной борьбе.
Тесная связь с текстом для плаката, как и для карикатуры, почти обязательна. Наглядность графического образа в сочетании с четкой определенностью художественного слова, уточняющего смысл изображенного, придает плакату и карикатуре исключительную общественную действенность и политическую заостренность.
Производственным, трудовым жанром, получает и бытовой жанр в самом узком смысле этого слова, т. е. изображение типичных эпизодов из личной жизни, из повседневного быта советского человека (например, картина Григорьева «Вернулся»).
Пейзаж, достигший в советском искусстве блестящего расцвета, раскрывает красоту нашей Советской Родины, связь советского человека с родной землей, его творческое, преобразующее отношение к ней, его патриотические чувства. Таковы прекрасные пейзажи С. Герасимова, Ромадина, Нисского, Сарьяна и многих других.