Развитие культуры и искусства Китая происходило в огромный промежуток времени. Подъём китайской живописи пришёлся на такие эпохи, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная. Всё это время (от III тысячелетия до н.э. до XIX века) в стране было создано множество ярких, самобытных памятников, картин и предметов прикладного искусства.
Конечно, самым грандиозным сооружением, созданным человеком, считают Великую Китайскую стену. Однако высшим достижением того времени можно назвать живопись. Художники писали картины на длинных шёлковых свитках, которые со временем заменили на бумажные.
Свитки имели две формы, горизонтальную и вертикальную. На вертикальных обычно изображали пейзажи, дополняя природу каллиграфическими надписями. Горизонтальным свиткам нашли применение для рисунков в жанре «цветов и птиц». Позже подобная роспись войдёт в моду и в центральной Европе.Такой живописью будут украшать ширмы и веера.
В Японии как и в Китае, существовала собственная система жанров, практически ничем не отличающаяся от китайской. Здесь также природу, насекомых и растения возводили в культ. В Восточной Азии любовь ко всему живому прежде всего связана с буддизмом и верой в то, что всё окружающее наделено особой духовностью.
Любители туши
В Европе тушь использовали в основном для создания чертежей будущих архитектурных построек. На Востоке же такой вид графики относили к одному из самых сложных, и тот мастер, который достиг совершенства в данной технике, считался настоящим профессионалом.
Мастерство заключалось в том, чтобы тщательно прорисовать тот или иной образ, используя минимум линий и больше размытых пятен, при этом готовая картина не должна иметь лишних деталей.
Самого известного древнего художника, любившего тушь, звали Ми Фу. Мастер не только был страстным рисовальщиком, но и коллекционером. Всю жизнь художник собирал тушечницы и один раз даже чуть не погиб ради желанного сокровища.
Различия между Китайским и Японским искусством
Японская живопись отличается от других своей поэтичностью, печальными и задумчивыми сюжетами. Особой популярностью пользуются изображение ручьёв, моря и сакуры. Китайские художники более оптимистичны и их картины наполнены различными религиозными символами. Например, в Корее, мастера часто рисуют книги, символизирующие учёность.
Современное искусство Востока
Сегодня молодое поколение китайских художников демонстрирует достижения, придерживаясь традиций живописи. Классика жанра находит поддержку в сердцах талантливых последователей. Несмотря на то что в начале XX века восточное искусство накрыла волна английского академизма, а в Китае и Корее началась коммунистическая эпоха, художники не предали забвению графику тушью.
Также мастера не отстают и от современных стилей. В Японии широко развито создание картин 3D, мрачная живопись и сюрреализм. В Китае в последнее время вошло в моду писать портреты на рисовой бумаге ручкой, создавать пейзажи современных городов, которые отражают технологический и архитектурный прогрессы, а также комиксы.