На современном этапе развития исторической науки, о культуре и искусстве викингов, к сожалению, известно немного. Рассуждать о том, каким оно было, можно только по обнаруженным в ходе археологических раскопок материалам. Это небольшие фрагменты оружия, рунические надписи, украшения. Большая часть этих предметов изготовлена из металла и лишь небольшое количество из дерева.
Есть несколько предметов, которые в какой-то степени отражают вкусы населения того периода. Например, сохранившиеся украшения мастеров этой эпохи, представителей так называемой Вендельской школы. Одни работали в строго традиционном стиле, другие от него отходили.
Одним из наидревнейших из найденных в Усеберге предметов считаются «сани Штелинга». На этой территории было найдено несколько фрагментов красиво украшенных саней, и еще одни — простые. Все они имели съемные рамы для закрепления перевозимых грузов. Каждый из углов этих саней украшен львиной головой. По бокам лепные украшения делились на две половинки, каждая со своим узором. Снизу проходил еще один узор, на анималистическую тематику. Судя по остаткам краски, ранее сани были черными.
Здесь же был найден столбик, украшенный головами животных. Он относится к периоду Каролингов и доказывает, что смешение мотивов — это яркое свидетельство о развитии мастерства и искусства в целом по региону. Столбик разделяется полосами. В них вставлены медальоны с изображениями зверей, которые своими коготками, словно стараются захватить все, что могут достать.
От змеиных орнаментов мастера, по какой-то причине, отказывались. Не было найдено ни одного узора на эту тему. Впоследствии художники перешли к изображению животных во время охоты. Но, самое главное, мастера не оставляли пустых поверхностей, уделяя особое внимание рисованию сложнейших орнаментов. Особенно часто резчики использовали в виде украшений головы львов, а позднее — медведей. Изображались не только животные, но и птицы.
Один только Готланд (шведский островок в Балтийском море) представляет для ученых и археологов непочатый край работы, а ведь таких неизведанных еще исторических мест сотни. Несколько работ в Броа, а также Халле тоже привлекают пристальное внимание исследователей. В этих местах достаточно много бронзовых изделий. На основании их, ученые могут судить о личности создателей этих изделий. Многие из них страдали масштабизмом в работе с деталями, однако им также свойственна разносторонность в использовании разнообразных техник и приемов.
Большим мастерством считается изготовление фибулы из Броа. Там изображен часто используемый «хватающий зверь». А поскольку временем изготовления являлась эпоха Каролингов, то в виде украшений используется фигурка льва.
Украшения подобного рода распространились по всему скандинавскому региону. Попытки мастера улучшить свою работу придают упомянутой фибуле невероятно красивый вид. На обратной ее стороне уютно пристроились две бронзовые птицы, которые соединив головки, образовали нечто вроде маски. В отличие от остальных узоров, птицы созданы по простому принципу, без особой прорисовки деталей. Хотя художник, изготовивший эту фибулу, и не считается великим искусником среди ученой братии, но все же его работа имеет чрезвычайно важное значение.
Еще одна готландская работа — изящный меч, найденный в Финляндии. Там тоже изображены львы и птицы, однако стиль более близок к континентальному. Самые совершенные формы этих методик работы представлены в рукояти меча из Стура Ихре. Здесь изображен лев с головой птицы. Он состоит из трех медальонов, которых расположены рядышком, и чеканный орнамент, присущий Готланду.
Готландские мастера, жившие в период смены эпох, больше других умельцев старались сохранить ранние и традиционные стили, тогда как вестфольдская школа экспериментировала с новыми направлениями в искусстве. Художники Готланда довольно часто использовали темы, похожие на классику вестфольдской школы, однако избегали уже существующих техник и приемов, переходя к новым.
Искусство эпохи викингов — одна из самых малоизученных тем. Исследователям и искусствоведам, изучающим эту эпоху, предстоит еще много работы.