Чёрный цвет, с точки зрения физики – это слияние всех цветов воедино. В разные времена для одних народов это был символ траура, для других – величия. В Древней Греции краску нужного оттенка изготавливали из обугленной выжимки винограда или жжёной слоновой кости. Затем в сырьё для красок стали добавлять сажу, а на Востоке широко использовалась чёрная тушь. Чёрный в живописи всегда играл огромную роль. Примеров множество – от картин Рембрандта, на которых образы точно выступают из тьмы, до знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича.
Известные картины с чёрным цветом
Палитра Рембрандта в значительной степени основывалась на чёрном цвете и земляных пигментах. Так, на картине «Флора» тёмные тона оттеняют фигуру прекрасной девушки. Тот же чёрный подчёркивает нежную красоту Саскии, жены художника – на её портрете.
Непревзойдённым мастером этого цвета был голландский живописец времён Средневековья – Франс Халс. На его полотне «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» чёрные краски в искусно живописи просто дышат. Они не только придают картине особую выразительность, но и позволяют передать характер героев – каждый день встречающихся со смертью.
Когда мир покорили импрессионисты, фактически отказавшиеся от тёмных красок, наполнившие свои картины светом и воздухом, молодые художники начали им подражать. Так, известен случай, когда молодёжь ворвалась к Огюсту Ренуару, спеша сообщить ему, что чёрные краски навсегда отправлены в воды Сены.
Тщетно великий мастер пытался переубедить новичков в искусстве в том, что чёрный цвет в живописи необходим. Благодаря ему, могут быть созданы удивительные работы: строгие и нежные, сдержанные и поэтичные.
Знаменитую картину Ренуара «Зонтики» многие искусствоведы считают результатом этого спора. Она представляет собой настоящий гимн чёрному цвету. Хотя – и это парадокс – именно его на полотне и нет. Эффект сгущения тьмы достигается благодаря смешению других цветов. И выглядит картина отнюдь не мрачно, оставляя светлое, и даже радостное чувство. То есть импрессионист ни на йоту не изменил себе.
А чего стоит «Чёрный квадрат» Малевича! За видимой простотой скрывается огромная работа. Выбранные художником цвет и форма служат для Малевича концентрацией остальных оттенков, форм и образов. Впоследствии художник создал ещё три аналогичных работы, и ни один квадрат не похож на другой – фактура и оттенки у них разные, что достигается смешиванием различных красок в разных пропорциях.
Черный цвет в живописи
Если на заре цивилизации чёрный цвет нёс философский смысл: западными народами воспринимался как траурный, а восточными – как божественный, то в Средневековье всё стало проще.
Производство чёрной краски обходится теперь дёшево, и многие люди начинают носить одежду именно этого цвета. Итальянским купцам и вовсе было запрещено надевать любимый прежде пурпур, и тёмное платье они выбрали в знак протеста.
А в 15-м веке чёрный входит в моду – его носят и аристократы, и простолюдины. Сохранилось множество портретов, герои которых облачены в бархатные, шёлковые, суконные одежды «цвета ночи». И пошло…
В чёрном рисовали своих героев Эль Греко и Диего Веласкес, Пантоха дела Крус и Санчес Коэльо, Джованни Болдини и Джеймс Тиссо. Фредерик Лейтон и Джон Сингер Сарджент.
Этот цвет обладает непостижимой способностью оттенить красоту юных девушек, придать элегантность даже простолюдинам, и подчеркнуть величие прославленных. Примером может служить портрет М. Ермоловой работы В. Серова. Несравненная артистка изображена в чёрном платье, складки которого ниспадают на пол.
Прекрасны тёмные тона и как фон для натюрмортов. Современного художника Пьера Сулажа называют «одержимым чёрным цветом», который делает его работы необыкновенно эффектными и выразительными. Таков он – этот волшебный цвет, по-прежнему неразлучный с живописью.