Художник Василий Максимович Максимов был великим мастером, чьи картины посвящены русской деревне, ее жителям и традициям. Он родился в 1844 году в крестьянской семье из деревни Лопино, недалеко от Санкт-Петербурга.
В юности Василий потерял родителей, но благодаря добрым людям ему удалось стать подмастерьем в иконописной мастерской при монастыре. С 1855 по 1862 годы он не только писал иконы, но и получал образование в петербургском монастыре.
Его талант и усердие привели к тому, что в 1863 году, всего в 18 лет, он поступил в Императорскую Академию искусств в качестве вольнослушателя. Его педагогами были известные художники того времени, такие как Федор Антонович Бруни и Петр Михайлович Шамшин.
В 1864 году Максимов присоединился к группе молодых людей, в том числе художников, под руководством разночинца Петра Александровича Крестоносцева. Его талант был замечен преподавателями и заказчиками.
За время учебы в Академии Максимов создал несколько замечательных произведений, таких как «Автопортрет и портреты товарищей», «Крестьянская девочка», «Заслушались» и «По примеру старших». Особенно выделялась его картина «Больное дитя», которая получила высокую оценку зрителей и принесла ему звание классного художника.
Максимов закончил Академию художеств экстерном за три года, отказавшись от участия в выпускном конкурсе. Он последовал примеру Ивана Николаевича Крамского, выразив протест против академического стиля и предпочтение реалистической живописи.
Художник объяснил свое решение тем, что сначала нужно изучить Россию, ее деревню и жизнь людей, о которых никто не знает. После окончания Академии в 1866 году Максимов стал преподавателем живописи в имении Голенищева-Кутузова в Тверской губернии. Здесь он нашел вдохновение в жизни деревни, и его творчество начало расцветать. Он сосредоточился на изображении сельской жизни и создал множество произведений, таких как «Материнство», «Старик-крестьянин», «Девочка», «Сборы на гулянье» и «Мечта о будущем», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу«, «Семейный раздел».
В ноябре 1870 года ему было присвоено звание художника 1-й степени. С 1871 года он стал участником выставок передвижников, а с 1874 года — активным членом этого художественного товарищества. Илья Ефимович Репин высоко оценил его талант и назвал его «самым несокрушимым камнем основания передвижничества».
Великими шедеврами Василия Максимовича стали картины «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на деревенскую свадьбу» и «Больной муж». В этих произведениях он передал не только тяжелую крестьянскую долю, но и воспоминания из детства, а также знание деревенских обрядов и обычаев.
В 1878 году Максимов стал академиком Академии искусств. Его полотна, изображающие жизнь крестьян, вызывали восхищение даже у такого великого художника, как Крамской, который с нетерпением ожидал выставок с работами Максимова.
Одной из последних значимых работ Максимова до начала 1900-х годов стала картина «Все в прошлом», написанная в 1889 году. Однако судьба художника не была благосклонна к нему. В начале 20-го века ритм жизни русской деревни и всей страны начал меняться. Идеи передвижничества ушли на спад, а в живописи появились новые направления.
Для Максимова наступили трудные времена, заказов практически не было. Он столкнулся с безденежьем и бедностью. В 1911 году Василий Максимович скончался.
Он был истинным борцом, до последних дней оставаясь верным своему пути в изображении реальной жизни простого народа.