Пётр Дмитриевич Костюков — советский художник и график. В годы ВОВ служил в звании рядового, поэтому учёбу в художественном училище временно пришлось оставить. После Второй мировой Пётр устроился работать художником-оформителем. В студии он рисовал социалистические плакаты, быт советских граждан, городские пейзажи, жизнь пионеров. На картинах в иронической манере Костюков изображал положительные и отрицательные черты характера. Самыми известными и обсуждаемыми его работами стали «Любопытство» (1953 г.) и «В трамвае» (1954 г.).
С сюжетом картины «Любопытство» в принципе всё понятно. Она отражает некоторые нюансы причудливой формы быта в коммуналках, когда за одной дверью приходилось уживаться людям разных профессий, национальностей, жизненных укладов. Полотно было написано в 1953 г., когда сталинская система массового доносительства уже сошла на нет, поэтому говорить о том, что любопытная дама подслушивает ради доноса нельзя. Скорее всего, за закрытой дверью происходит бытовая ссора и женщине стало интересно, о чём спорят её соседи.
В 1954 году художник написал картину «В трамвае», сюжет которой противоречит всему тому, что известно о соцарте, ведь для современного поколения, мир, который существовал до 1991 года навсегда, останется эфемерным и идеальным. Костюков разделил картину на две части: на фоне яркой безоблачной атмосферы, которую можно наблюдать за окном трамвая, разворачивается сцена, где дама средних лет запрещает уступать пионерке место старику.
Пожилой мужчина по всей видимости — врач, так как в руках у него саквояж, похожий на докторский. Кондуктор с укором смотрит на происходящее, осуждая непедагогический подход женщины.
А ведь даму в жёлтом платье можно понять. В трамвае есть свободные места, куда дедушка может присесть. Возможно, что это мать девочки и она беспокоится о комфорте своего ребёнка. Непохожесть матери и девочки легко объяснить — после ВОВ многие дети остались сиротами и их воспитывали родственники. Девочке на картине примерно 11-13 лет и возможно её настоящих родителей не стало.
Не изображая лишних деталей, художник решил оставить визуальный рассказ для толкования зрителем. Пётр Костюков, закладывая смысл в картину, наверное, и подумать не мог, что подобные ситуации в современном мире будут происходить на каждом шагу.