Виктор Васнецов — известный русский художник, мастер фольклорной и исторической живописи. Родился в семье священника 15 мая 1848 года. Отец предполагал, что Виктор пойдёт по его стопам и тоже станет священником, но после окончания школы он уехал в Санкт-Петербург, поступать в Академию художеств. Там художник проучился семь лет и ушёл, так как не хотел принимать условностей академического искусства.
В этот период художник находился под сильным влиянием передвижников и был лично знаком с Иваном Крамским — основателем нового направления в живописи. В 1879 году в работе Васнецова наступает переломный момент, художник пишет свою последнюю картину «Преферанс», относящуюся к бытовому жанру и до конца своих дней остаётся «заложником» исторической монументальной живописи.
Поэма «Семи сказок» Виктора Васнецова
Обращаясь в живописи к такому понятию как «история», Васнецов трактует его широко, включая в него былинно-сказочную и русскую фольклорную историю. Первой картиной, посвящённой данной теме, стала «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Полотно было показано в 1880 году на выставке передвижников и получило неоднозначные отклики.
Спустя год Васнецов написал «Алёнушку», затем «Витязь на распутье» и «Иван на Сером Волке». В 1917 году Виктор приступил к созданию серии «Поэма семи сказок», включающей в себя картины больших размеров по мотивам сборника русских народных сказок, который составил А. Н. Афанасьев.
Каждое из полотен иллюстрирует авторское прочтение и пропитано романтическим символизмом народных преданий. Большинство картин из этой серии написаны в лубочном стиле. Есть мнение, что Васнецов, создавая «Семь поэм» пытался запечатлеть Россию, которая была утрачена в годы революции.
Спящая царевна
Картина «Спящая царевна» демонстрирует царские покои, в которых герои погружены в колдовской сон. Яркие орнаменты, богатая резная мебель, отделка стен, не оставляют сомнений, что терраса является частью царских покоев. Стоит отметить, что даже природа за окном застыла в безветрии.
Согласно сюжету царевна готовилась в этот день вступить в брак, поэтому на праздник был приглашён шут с медведем. Их фигуры можно увидеть внизу полотна. Возле царевны лежит «Голубиная книга» — священное сказание русского народа о сотворении мира. Именно она придаёт сюжету символический смысл, который закладывал Виктор Васнецов в картины.
Царевна-Лягушка
Сюжет картины поражает своей праздничностью и нарядностью. На ней изображён триумфальный момент сказки, когда бывшая лягушка, превратившись в красавицу-царевну, танцует на пире, демонстрируя волшебные навыки, когда остатки еды она превращает в прекрасных белых лебедей.
Сама царевна застыла в причудливой позе во время танца и видно, как музыканты не могут отвести от её образа восхищённые взгляды. За окном на том берегу озера, водят хороводы девушки в народных костюмах — все отмечают праздник. Утончённые прорисованные детали только подчёркивают красоту древних русских обычаев.
Царевна-Несмеяна
Здесь уже нет той радостной атмосферы, которая царила на предыдущем полотне. Возможно, что в образе Несмеяны художник показал своё отношение к происходящим в то время событиям. Васнецов не признавал революцию и был сторонним наблюдателем за тем, как безвозвратно исчезает старая Русь. Взгляд царевны устремлён куда-то вдаль и в нём читается тревога за будущее страны.
Ковёр-самолёт
Фигуры богатыря и царевны изображены на красном фоне неба. Картина была написана в первые годы революции, но в ней нет и намёка на события. Внизу под ковром лениво течёт река и можно увидеть довольно унылый лес. Таким образом, в картине Васнецов противопоставил реальный мир, лишённый привлекательности и сказочный, энергичный и многоцветный. На этом в принципе и основано всё творчество художника — сопоставление представлений о добре и зле, правде и красоте.
Сивка-бурка
Тема полётов над миром раскрыта и в следующей картине Виктора «Сивка-бурка». На ней мастер изобразил долгожданную встречу двух разлучённых влюблённых, которые ведут себя довольно целомудренно. Изба украшена в традиционном русском стиле. Художник не забыл нарисовать декор в виде Солнца (Ярилы) — светлого солнечного бога русского ведического пантеона.
Баба-Яга
Виктор Васнецов, конечно, не мог обойти легендарную старушку и написал портрет полноправной хозяйки леса. В руках ведьма держит светловолосого мальчугана. Сюжетом художник хотел показать дохристианские, варварские порядки на Руси, насколько они были дикими. Глядя на это полотно, можно сделать вывод, что в нём языческая стихия в каком-то смысле перекликается со стихией революционной.
Кощей Бессмертный
Кощея художник писал девять лет. Картина стала последней в сказочной хронологии. Смысловой акцент делается здесь на фигуре Кощея, который чахнет над своими богатствами. В безобразном образе старика не осталось ничего человеческого, а только желание владеть всем и вся в том числе и Василисой Прекрасной.
Но вряд ли с таким подходом ему удастся завоевать сердце красавицы. В глазах Василисы читается ужас от перспективы стать женой Кощея. Есть мнение о том, что именно в этом полотне художник скрыл бо́льшее количество символов революции, ведь писал он его в период 1917-1926 гг. и оно впитало все происходящие тогда события.